По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.1.012.1

Развитие методологии управления рисковой стратегией лизинговой компании в условиях цифровизации экономики

Виктория Анатольевна Боровкова доцент, д-р экон. наук, 195220, г. Санкт-Петербург, ул. Бутлерова, д. 40, 8 921 333 9408, E-mail: vaborovkova@mail.ru
Валерия Анатольевна Боровкова доцент, Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого, доцент, канд. экон. наук, 195220, г. Санкт-Петербург, ул. Бутлерова, д. 40, 8 921 759 3802, E-mail: borovkova_va@spbstu.ru

Трансформация развития информационного общества и цифровых технологий требует переосмысления концепций управления рисками и рисковыми стратегиями (РС) лизинговых компаний (ЛК), совершенствования методологии и практики оценки реализуемости РС в целях создания сбалансированного по доходности, ликвидности и риску портфеля лизинговых сделок, обеспечения устойчивости, безопасности, повышения инновационности, эффективности деятельности, роста конкурентоспособности ЛК. В статье уточнено понятие «стратегический потенциал» (СП), рассмотрены возможные подходы к исследованию СП и представлен авторский подход и методика оценки реализуемости РС, позволяющая адекватно измерить уровень целесообразности и степень реализуемости РС ЛК в условиях цифровизации экономики.

Литература:

1. Указ президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 25.11.2018).

2. Распоряжение правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 25.11.2018)

3. Артамонов Б. В. Стратегический потенциал предприятия и его основные составляющие // Научный вестник МГТУ ГА. — 2014. — № 202. — С. 5–9.

4. Батарейный В. Г. Управление интеллектуальным капиталом российских лизинговых компаний как фактор инновационного развития // Креативная экономика. — 2014. –Т. 8, № 7. — С. 138–146.

5. Болмэн Л., Дил Т. Рефрейминг организации: компания как фабрика, семья, джунгли и храм. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 625 с.

6. Боровкова В. А. Риск-менеджмент: монография. — СПб.: ТЭИ, 2011. — 144 с.

7. Боровкова В. А. Управление рисками в торговле. Научное издание. — СПб.: Питер, 2004. — 288 с.

8. Газман В. Д. Неординарный лизинг. — М.: Изд. дом ВШЭ, 2014. — 527 с.

9. Зуб А. Т., Локтионов М. В. Системный стратегический менеджмент. Методология и практика. — М., 2001. — 396 с.

10. Лукиных М. И. Стратегический потенциал организации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2018. — Т. 8, № 3А. — С. 118–125.

11. Минцберг Г. Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. Концепции, проблемы, решения. — СПб, 2001. — 688 с.

12. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 576 с.

13. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования: мнография / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. — М.: Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с.

14. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. — М., 2005. — 243 с.

15. Comm С. A Paradigm for Benchmarking Lean Initiatives for Quality Improvement // Benchmarking: an International Journal. 2000. Vol. 07. No 2.

16. Pearce J., Robinson R. Strategic Management: Formulation, Implementation, and Control. Boston etc.: McGraw-Hill, 2007. p. 164

17. Penrose E. T. The Theory of Growth of the Firm. Oxford: Basil Blackwell, 1959.

Современный этап развития цифровой экономики, предъявляющий новые требования к технологиям, коммуникациям, вычислительным мощностям, информационным системам и сервисам, характеризуется существенными преобразованиями в системах, процессах и методах управления, направленных на изыскание и эффективное использование имеющихся возможностей [1, 2]. Это в полной мере касается систем управления рисками (СУР), процессов управления РС, от эффективности которых в значительной степени зависит результативность ЛК. Приобретает актуальность развитие теоретико-методологических и практических аспектов оценки и управления реализуемостью РС ЛК как предприятий сферы услуг, активно развивающейся в условиях цифровизации.

В последнее время в рамках стратегического менеджмента большее распространение приобретает инкрементальное управление, предполагающее сознательную, целенаправленную, пошаговую реализацию РС, движение от общих идей к всё более конкретным положениям и задачам. Оно позволяет при принятии решений о дальнейшей реализации РС воспользоваться вновь поступающей информацией, сохранять гибкость системы, поддерживать обратную связь, опробовать различные варианты развития в процессе ее осуществления. Кроме того, в управлении РС основной акцент делается не столько на формулирование и реализацию стратегии, сколько на управление процессом, посредством которого стратегии формируются почти сами собой [11, с. 469]. Работа менеджера состоит не только в том, чтобы заранее разрабатывать те или иные стратегии, но и в том, чтобы вовремя идентифицировать те из них, которые спонтанно возникают в тех или иных областях деятельности организации, и уметь соответствующим образом их использовать [11, с. 140]. В этой связи в ситуации неизбежных трансформаций внутренней и внешней среды необходимо вовремя идентифицировать изменения последовательности развития событий и периодически проводить проверку целесообразности, реализуемости, устойчивости и эффективности РС, что будет способствовать своевременному изменению (корректировке, дополнению), отклонению, смене или одобрению (под держанию) существующей РС, своевременной приспособляемости ЛК и активному воздействию на среду своего функционирования. Поэтому проблема разработки научно обоснованной методики оценки реализуемости РС является в условиях цифровизации экономики одной из наиболее актуальных в теории и практике стратегического менеджмента.

Для Цитирования:
Виктория Анатольевна Боровкова, Валерия Анатольевна Боровкова, Развитие методологии управления рисковой стратегией лизинговой компании в условиях цифровизации экономики. Лизинг. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: