Государственное регулирование предпринимательства призвано создать наиболее благоприятные условия для функционирования и повышения социально-экономической эффективности данного сектора экономики. Малое предпринимательство — достаточно многогранное и сложное экономическое явление.
При количественном подходе для выделения малых предприятий используются такие критерии, как число занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов. Между тем ни численность работников, ни величина оборотного капитала, ни доля в рынке сбыта не могут служить достаточными критериями для определения малого предпринимательства, позволяющими выделить его и анализировать как феномен, имеющий экономическую и социальную специфику. Качественный подход предусматривает использование следующих критериев: относительно небольшое число производимых продуктов; сравнительно ограниченные ресурсы и мощности; организация хозяйственной деятельности на рисковой и инновационной основе, полной экономической ответственности, персонифицированном и гибком управлении. В соответствии с качественным подходом малое предприятие рассматривается не как уменьшенный вариант большой компании, а как организация, деятельность которой качественно отличается от деятельности крупных компаний высокой степенью неопределенности, потенциально более высокой способностью к внедрению инноваций, постоянным развитием, адаптируемостью к изменениям идр. [1].
Малые предприятия вынуждены вести конкурентную борьбу за свои рынки с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это обусловливает потребность малого предпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведения государством протекционистской экономической политики и формирования определенных правил рыночных отношений, компенсирующих малому предпринимательству недостатки по сравнению с крупным бизнесом. Государство заинтересовано в поддержке малого предпринимательства как потенциального гаранта стабильности. В условиях перехода к рыночной экономике малое предпринимательство заслуживает особой поддержки исходя из его роли в преобразовании общества. В Казахстане создание и развитие сектора малого предпринимательства могут стать основой социальной и производственной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рынку. При этом государство в ответ на поддержку получает возможность формирования среднего класса, способного самостоятельно обеспечить собственное благосостояние и достойный уровень жизни, снимая определенную долю бремени социальной защиты. Кроме того, деятельность в сфере малого бизнеса — достаточно эффективная форма пополнения бюджета страны.