По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.6

Развитие концепции внутреннего контроля в государственных (муниципальных) учреждениях с учетом международного опыта

Демина И. Д. д-р экон. наук, профессор, департамент учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 107996, Москва, ул. Кибальчича, д. 1

Для поступательного развития экономики нашей страны необходимо постоянное совершенствование информационной и контрольной функции бухгалтерского учета организаций различной отраслевой принадлежности и форм собственности. В настоящее время сектор государственного управления достаточно быстро развивается и занимает все больший удельный вес в ВВП страны. Этим объясняется необходимость развития и совершенствования концепции внутреннего контроля в государственных (муниципальных) учреждениях с учетом накопленного международного опыта. В статье рассматривается опыт развитых стран по развитию системы внутреннего контроля в общественном секторе, а также дается научное обоснование направлений развития этой системы в государственных (муниципальных) учреждениях с учетом законодательных и нормативных требований в области бухгалтерского учета и внутреннего контроля общественного сектора.

Литература:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.сonsultant.ru.

2. Федеральный закон от 21.12.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. сonsultant.ru.

3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.сonsultant.ru.

4. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности». Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 № 863 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.сonsultant.ru.

5. Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. сonsultant.ru.

6. Грачева М.В. Внутренний контроль и аудит в секторе государственного управления: опыт развитых стран // Государственное управление. Электронный вестник. — Вып. 12. — Сентябрь 2007 г.

7. Демина И.Д., Качкова О.Е. Внешний и внутренний финансовый контроль государственных (муниципальных) учреждений // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. — 2014. — № 2. — С. 5–8.

8. Качкова О.Е. Учетно-контрольное обеспечение функционирования деятельности бюджетных учреждений // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2015. — № 6. — С. 46–54.

9. Качкова О.Е., Кришталева Т.И., Демина И.Д., Кеворкова Ж.А., Домбровская Е.Н. Научное обоснование и разработка практических подходов к организации и проведению внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях: Монография. — М., 2016.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни [3].

Кроме того, согласно п. 2 вышеуказанной статьи, экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Однако в прежней редакции Закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ [2] были более подробно раскрыты задачи бухгалтерского учета, в том числе и по организации внутреннего контроля. Там было указано, что основными задачами бухгалтерского учета являются обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Конкретные рекомендации по организации и проведению внутреннего контроля отражены в информации Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» [5], где отмечено, что внутренний контроль направлен на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает эффективность и результативность своей деятельности, включая достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов; достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности; соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Для Цитирования:
Демина И. Д., Развитие концепции внутреннего контроля в государственных (муниципальных) учреждениях с учетом международного опыта. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: