В эпоху компьютерных игр, супермаркетов и социальных сетей мы все чаще сталкиваемся с проблемой социализации и развития коммуникативных навыков у детей и взрослых. Когда все контакты можно уместить в окошко чата, нам становится все сложнее формировать круг общения, знакомиться, заводить друзей, вести переговоры с посторонними людьми.
Но при этом крайне важным элементом успешности остаются навыки коммуникативной деятельности. Мы должны разговаривать с людьми каждый день, чтобы приобретать товары и услуги, договариваться с партнерами и клиентами, получать необходимые эмоции от общения с друзьями. Неумение правильно общаться сильно усложняет нам жизнь как в личных отношениях, так и в попытках строить карьеру или вести собственный бизнес.
Но что это такое — коммуникативные навыки и умения? Это поведенческий комплекс, благодаря которому мы можем:
● установить контакт с незнакомым человеком;
● заинтересовать собеседника в последующем общении;
● поддерживать теплые отношения с окружением;
● отстоять и аргументировать свою позицию, защитить свои интересы;
● сводить к минимуму последствия конфликтов;
● осознанно использовать невербальные способы общения;
● распознавать и предотвращать попытки манипуляции;
● понимать других людей, причины их поступков и реакции на те или иные действия и слова собеседника.
Основное формирование коммуникативных навыков происходит еще в детстве, поэтому мы не можем полностью перекроить себя и в мгновение превратиться из замкнутого и застенчивого человека в душу компании. Для разрешения особенно трудных ситуаций существуют специальные тренинги. На этих занятиях рассматриваются типичные ситуации, участники в игровой форме примеряют на себя различные модели поведения, обсуждают ошибки и удачные решения. Польза таких тренингов в том, что человек не несет ответственность за промахи, поэтому не боится экспериментировать и искать новые пути.