Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» в рамках проекта на тему «Направления развития технологий продаж в электронной розничной торговле с учетом поведения потребителей разных поколений».
The work was carried out with the financial support of the FSBEI HE Plekhanov Russian University of Economics as part of the project on the theme: "Directions for the Development of Sales Technologies in Electronic Retail Trade, Taking into Account the Behavior of Consumers of Different Generations".
Исследуемое направление имеет особую актуальность, так как в настоящее время с учетом динамично развивающейся цифровизации экономик стран мира, в частности существующей и реализуемой сегодня национальной программы Правительства РФ от 4 июня 2019 г. № 7 «Цифровая экономика Российской Федерации», ввиду имеющегося опыта у зарубежных компаний внедрения высокотехнологичных разработок в деятельность ретейлеров (и возможности — им воспользоваться), высокой конкуренции между торговыми сетями; в связи с пандемией и по причине изменения на фоне вышеперечисленного потребительского поведения представителей и старших, и молодых поколений в сторону требования в обеспечении ретейлером максимально качественного сервиса, рационализации покупок (благоприятное отношение к различным программам лояльности, совершение покупок по акциям, купонам на скидку, подпискам на сервис и другим спецпредложениям) ввиду отмечаемого в России неизменного в последние несколько лет снижения значений показателя реальных располагаемых доходов населения и повышения уровня безработицы [12], заинтересованности в совершении покупок в офлайн-магазине с инновациями и через смартфон, спроса в экономии времени (увеличении скорости совершения покупок и степени удобства их осуществления), ответственного потребления и выбора ретейлера, отвечающего нормам ответственного производства, «Зеленой политики» и т. д., востребованности в персонализации предложения ретейлеров; высокого уровня требовательности, придирчивости и избирательности к качеству и характеристикам приобретаемой продукции ввиду возросшего влияния соцсетей, онлайн-обзоров, отзывов по отношению к конкретным товарам и др., обращения внимания на геймификацию торгового процесса и на развлекательно-эмоциональную составляющую торговой сферы и др. — актуальным ответом российского торгового бизнеса становится активное применение в своей деятельности таких технологических компонентов, как искусственный интеллект (ИИ) (Artificial Intelligence, AI), машинное обучение, блокчейн (Blockchain), интернет вещей (Internet of Things, IoT) и виртуальная и дополненная реальность (Virtual and Augmented Reality, VR/AR). Перечисленные компоненты тесно взаимосвязаны и на практике дополняют друг друга. Внедряя вышеперечисленные инновации, компания обеспечивает себе конкурентоспособность как в кратко-, так и в долгосрочной перспективе.