Дата поступления рукописи в редакцию: 10.11.2024.
Дата принятия рукописи в печать: 12.11.2024.
В современной рыночной экономике банки вынуждены конкурировать как между собой, так и с новыми финансовыми институтами за клиентов, инновационные банковские услуги и продукты. Банковские инновации могут оказывать существенное влияние на экономику, повышая ее эффективность. Причинами усиления банковской активности являются:
• усложнение экономической обстановки в стране и в мире;
• уход значительной части иностранного банковского капитала с российского рынка с более прогрессивными банковскими технологиями;
• прямые санкционные ограничения в банковской деятельности;
• утрата дешевых и доступных источников развития банков;
• регулирующая политика Центробанка;
• усиление потока информации от банков в связи с расширением количества банковских услуг;
• необходимость оптимизации затрат на обслуживание банковских продуктов и др.
Проблемы физических и юридических лиц, связанные с поиском надежных и высокодоходных путей вложения инвестиций на долгосрочную перспективу, становятся все более актуальными. В различных научных изданиях эксперты излагают свою точку зрения. Например, Анесянц С.А. предложил для начала конкретизировать понятие долгосрочности инвестиционных вложений: инвестиции на 3–5 лет — это минимальное долгосрочное инвестирование; инвестиции на 5–10 лет — классическое долгосрочное инвестирование; инвестиции на 10–50 лет — продолжительные классические долгосрочные инвестиции; инвестиции более чем на 50 лет — сверхпродолжительные долгосрочные инвестиции [1].
Этот же автор предложил обратить внимание на далеко не популярные, но высокодоходные инструменты инвестирования, чем банковские вклады, — драгоценные металлы. Их доходность может превышать в два раза и более доходность банковских депозитов. Также следует обратить внимание на современные инструменты. Большая роль в мобильном банкинге отводится новым способам оплаты покупок. Цифровизация процессов оплаты упрощает взаимодействие клиентов и банка, ускоряет обмен информацией, качество банковских услуг [2].