Внимание к процессу «Управление персоналом» в современных системах менеджмента качества неуклонно растет. Современные системы менеджмента качества (СМК) не могут быть результативными и эффективными без активного вовлечения всего персонала в формирование качественного продукта или услуги. Основополагающие принципы менеджмента качества — лидерство, вовлечение работников, постоянное улучшение — подчеркивают это. Но методические аспекты развития персонала, его эффективного вовлечения, мотивации, оценки удовлетворенности в настоящее время недостаточно проработаны.
Развитие идей, новых технологий и инструментов менеджмента качества, а также внешние особенности современной экономики и бизнеса требуют внедрения и использования новых подходов к решению задач результативного управления процессом «Управление персоналом».
По требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «организация должна определить и обеспечить наличие должностных лиц, необходимых для результативного внедрения системы менеджмента качества и для функционирования и управления ее процессами» [2, с. 10–11]. Особенно важными являются поддержание высокого уровня компетентности персонала, наделение его соответствующими полномочиями и активное вовлечение в процесс создания ценности для потребителей: «Компетентные, обладающие полномочиями и вовлеченные работники во всей организации увеличивают ее возможности по созданию ценности» [2, с. 10–11].
В соответствии с процессным подходом для осуществления результативного функционирования СМК организации в системе процессов необходимо разработать и процесс «Управление персоналом». Стандарт определяет все его составляющие — подбор, наем, обучение, вовлечение, мотивацию персонала, а также мониторинг и улучшение в соответствии с циклом постоянного совершенствования Деминга-Шухарта PDCA [4, с. 68–72].
Требования процессного подхода определяют необходимость выделить как отдельный вид деятельности процесс «Управление персоналом».
В таблице представлено типовое описание процесса «Управление персоналом» в рамках СМК организации.