По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.5

Развитие института таможенного мониторинга в России

Худжатов М. Б. канд. экон. наук, доцент, доцент экономического факультета, Российский университет дружбы народов, e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

В статье проведен анализ эксперимента по осуществлению таможенного мониторинга в России, по результатам которого показаны основные тенденции ее развития. Кроме того, показаны объекты и участники таможенного мониторинга, условия такого участия, порядок перехода участников на таможенный мониторинг. По результатам проведенного анализа показаны преимущества внедрения таможенного мониторинга в сферу внешнеэкономической деятельности. Также определено, какие могут быть выявлены нарушения таможенных правил по результатам таможенного мониторинга, что позволяет российским участникам внешнеэкономической деятельности провести профилактические работы, а также выработать меры по минимизации таких рисков.

Литература:

1. Арский, А. А. Трансформация внешнеторговых логистических цепей поставок в условиях новой экономики // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. — 2022. — № 1. — С. 16–21.

2. Худжатов, М. Б. Особенности таможенного контроля товаров турецкого производства на современном этапе // Маркетинг и логистика. — 2016. — № 2 (4). — С. 41–47.

3. Мызникова, Е. А. Таможенный мониторинг как инновационный инструмент таможенного контроля // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. — 2021. — № 1 — (42). — С. 57–61.

4. Агамагомедова, С. А. Таможенный мониторинг: административно-правовая характеристика // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2022. — № 3. — С. 63–70.

5. Сергеева, Н. И., Шкиперов, А. А. Механизм предоставления государственной услуги таможенного аудита в системе таможенного мониторинга // Молодежный вектор таможни. — 2022. — № 1 (1). — С. 33–36.

6. Зиманова, М. А. Таможенный мониторинг и таможенный аудит как инструменты таможенного контроля после выпуска товаров // Бюллетень инновационных технологий. — 2023. — Т. 7. — № 3 (27). — С. 14–18.

7. Миронова, О. С., Чернев, Р. С., Скворцова, В. А. Использование данных бухгалтерского учета и отчетности при трансформации таможенного контроля после выпуска товаров посредством таможенного мониторинга и таможенного аудита // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2022. — № 5-4 (68). — С. 164–172.

8. Постановление Правительства РФ от 16.02.2023 № 240 «О проведении эксперимента по мониторингу таможенными органами сведений, имеющихся в их распоряжении и полученных от лиц, участвующих в данном эксперименте, из систем учета товаров» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/23ps0240/.

9. Матвеева, Н. В., Сивцова, В. Ю. Таможенный контроль после выпуска товаров в современных реалиях цифровизации // Бюллетень инновационных технологий. — 2023. — Т. 7. — № 2 (26). — С. 23–29.

10. Дорожкина, Т. В., Щербакова, Е. С., Макарова, А. С., Гранатырь, А. И. Развитие системы управления рисками как современного механизма таможенного администрирования // Естественно-гуманитарные исследования. — 2023. — № 2 (46). — С. 353–356.

11. Скворцова, В. А. Совершенствование организационно-экономического механизма выбора объектов контроля на этапе после выпуска товаров // Евразийский юридический журнал. — 2022. — № 2 (165). — С. 491–492.

1. Arsky, A. A. Transformation of foreign trade logistics supply chains in the conditions of the new economy. Bulletin of the Moscow Humanitarian-Economic Institute. 2022, No. 1, pp. 16–21.

2. Khudzhatov, M. B. Features of customs control of Turkish-made goods at the present stage. Marketing and logistics. 2016, No. 2 (4), pp. 41–47.

3. Myznikova, E. A. Customs monitoring as an innovative tool of customs control. Academic Bulletin of the Rostov Branch of the Russian Customs Academy. 2021, No. 1 (42), pp. 57–61.

4. Agamagomedova, S. A. Customs monitoring: administrative and legal characteristics. Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N. I. Lobachevsky. 2022, No. 3, pp. 63–70.

5. Sergeeva, N. I., Shkiperov, A. A. Mechanism for providing the state service of customs audit in the customs monitoring system. Youth vector of customs. 2022, No. 1 (1), pp. 33–36.

6. Zimanova, M. A. Customs monitoring and customs audit as tools of customs control after the release of goods. Bulletin of Innovative Technologies. 2023, T. 7, No. 3 (27), pp. 14–18.

7. Mironova, O. S., Chernev, R. S., Skvortsova, V. A. The use of accounting and reporting data in the transformation of customs control after the release of goods through customs monitoring and customs audit. International Journal of Humanitarian and Natural Sciences. 2022, No. 5-4 (68), pp. 164–172.

8. Decree of the Government of the Russian Federation dated February 16, 2023 No. 240 "On conducting an experiment on monitoring by customs authorities of information at their disposal and received from persons participating in this experiment from goods accounting systems". Available at: https://www.alta.ru/ tamdoc/23ps0240/.

9. Matveeva, N. V., Sivtsova, V. Yu. Customs control after the release of goods in the modern realities of digitalization. Bulletin of innovative technologies. 2023, T. 7, No. 2 (26), pp. 23–29.

10. Dorozhkina, T. V., Shcherbakova, E. S., Makarova, A. S., Granatyr, A. I. Development of a risk management system as a modern mechanism of customs administration. Natural and humanitarian studies. 2023, No. 2 (46), pp. 353–356.

11. Skvortsova, V. A. Improving the organizational and economic mechanism for selecting control objects at the stage after the release of goods. Eurasian Legal Journal. 2022, No. 2 (165), pp. 491–492.

Осуществление внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) является сложным видом процесса. Участники ВЭД должны учитывать множество факторов, которые могут оказывать значительное влияние на их деятельность. Одним из таких факторов является соблюдение таможенных правил при осуществлении экспортно-импортных операций с товарами [1].

Для государства вероятность несоблюдения участниками ВЭД таможенных правил является угрозой для экономической безопасности страны. По этой причине таможенные органы, представляющие интересы государства, проводят таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу [2].

В данном контексте таможенные органы заинтересованы в повышении эффективности таможенного контроля, что является нетривиальной задачей. Так, в России для решения данной задачи проводится эксперимент по внедрению таможенного мониторинга деятельности участников ВЭД. Институт таможенного мониторинга должен стать эффективным механизмом совершенствования таможенного контроля в России [3]. Необходимость анализа перспектив развития института таможенного мониторинга в России обусловила актуальность данной статьи.

Правовой основой эксперимента по проведению таможенного мониторинга являются:

1) Федеральный закон от 14.07.2022 № 314-ФЗ;

2) Постановление Правительства РФ от 16.02.2023 № 240;

3) приказ ФТС России от 13.03.2023 № 174;

4) приказ ФТС России от 23.03.2023 № 224.

Целью эксперимента является апробация таможенного мониторинга в деятельности таможенных органов и участников ВЭД. Участие в эксперименте по проведению таможенного мониторинга подразумевает [4]:

• выявление признаков нарушения таможенных правил и устранения их негативных последствий;

• реализацию возможности проведения лицами, участвующими в эксперименте, самостоятельной оценки результатов таможенного мониторинга;

• результаты таможенного мониторинга в течение срока проведения эксперимента, систематизирующиеся ФТС России и хранящиеся в информационно-программных средствах Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.

Объектом таможенного мониторинга являются сведения о товарах, страной происхождения которых является иностранное государство, не являющееся членом ЕАЭС, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления [5].

На добровольной основе в эксперименте участвуют:

• уполномоченные экономические операторы, включенные в реестр;

• участники промышленных кластеров, являющиеся субъектами деятельности в сфере промышленности, производящие промышленную продукцию или участвующие в производстве.

Обязательным условием для участия в эксперименте является применение организациями системы учета товаров, позволяющей [6]:

• вести раздельный учет операций с товарами;

• учитывать товары с момента принятия их к бухгалтерскому учету и до момента их выбытия с бухгалтерского учета;

• формировать сведения для представления в информационную систему таможенного органа.

Уведомление о добровольном участии в эксперименте направляется в произвольной форме в ФТС России не позднее 30 июня 2024 г. на бумажном носителе или в электронной форме на адрес электронной почты ФТС России.

Порядок перехода на таможенный мониторинг подразумевает [7]:

• сбор сведений о показателях таможенного декларирования (ВЭД), который осуществляется ежеквартально в автоматическом режиме;

• выявление одного из показателей таможенного декларирования в таможенном органе, в регионе деятельности которого участник ВЭД состоит на налоговом учете;

• решение о проведении таможенного мониторинга, принимающееся таможенным органом в течение трех рабочих дней со дня выявления показателя.

Вышеупомянутые показатели таможенного декларирования [8]:

1) снижение индекса таможенной стоимости на 15 %;

2) снижение таможенных платежей на 15 %;

3) отсутствие мер по минимизации рисков в соответствии с профилями рисков;

4) увеличение доли условно выпущенных товаров на 15 %;

5) увеличение доли товаров с нулевой ставкой ввозной таможенной пошлины на 15 %;

6) наличие товаров, которые ранее не поставлялись в Россию;

7) увеличение доли товаров с таможенными льготами на 15 %;

8) увеличение объемов задекларированных товаров на 50 %;

9) увеличение товаров, схожих по признакам с запрещенными, на 20 %;

10) соотношение веса нетто и брутто товаров (отклонение более чем на 20 %).

Срок проведения таможенного мониторинга не превышает одого месяца с даты принятия такого решения. Таможенный орган проводит анализ сведений из системы учета товаров, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении. В течение пяти рабочих дней по истечении срока проведения таможенного мониторинга таможенный орган оформляет заключение о его результатах, которое в течение пяти рабочих дней со дня подписания направляется участнику ВЭД [9].

В рамках проведения таможенного мониторинга осуществляется взаимодействие между системой учета товаров организации и ЕАИС таможенных органов. Из системы учета товаров организации представляются сведения по запросу таможенного органа в электронном виде в режиме времени, близком к реальному; эти сведения поступают в ЕАИС. Из ЕАИС таможенных органов систему учета товаров участника ВЭД направляется уведомление о получении сведений либо об отказе в приеме сведений.

Перечень сведений, представляемых в таможенный орган [10]:

• поступившие товары (приход);

• коммерческие операции с товарами (расход);

• остатки товаров (входящие, исходящие);

• товары, помещенные на временное хранение на собственном складе.

Если в заключении о результатах таможенного мониторинга отражено наличие признаков нарушения, участник ВЭД не позднее 15-го рабочего дня со дня получения заключения [11]:

1) самостоятельно оценивает содержащиеся в заключении признаки нарушения и добровольно устраняет возможные последствия или формирует аргументированную позицию об отсутствии нарушений;

2) информирует таможенный орган об аргументированной позиции по результатам рассмотрения заключения в письменной форме почтовым отправлением с описью вложения либо в электронной форме через личный кабинет участника ВЭД.

По результатам проведенного анализа механизма таможенного мониторинга можно сделать следующие выводы:

1. Институт таможенного мониторинга основан на принципах доверия и прозрачности в отношениях таможенных органов с бизнес-сообществом.

2. Таможенный мониторинг выгодно отличается от выездной таможенной проверки, поскольку его реализация является менее трудоемкой и материально затратной как для таможенных органов, так и для участников ВЭД.

3. По сравнению с таможенным аудитом институт таможенного мониторинга имеет больше перспектив для развития, эксперимент с таможенным аудитом показал нежизнеспособность этого института на современном этапе.

4. Таможенный мониторинг может помочь участникам ВЭД значительно минимизировать риски привлечения к административной и уголовной ответственности за нарушение таможенных правил за счет выявления потенциальных нарушений на ранней стадии в рамках таможенного мониторинга.

5. Институт таможенного мониторинга основан на очень тесном сотрудничестве между таможенными органами и бизнессообществом, что в перспективе обеспечит упрощение и ускорение таможенных операций и таможенных процедур за счет повышения авторитета участников таможенного мониторинга, готовых заблаговременно предоставлять таможенным органам всю необходимую документацию.

В целом, несмотря на то что в эксперименте по проведению таможенного мониторинга на данном этапе участвуют представители крупного бизнеса, считаем целесообразным вовлекать в таможенный мониторинг всех участников ВЭД.

Таким образом, институт таможенного мониторинга является одним из приоритетных направлений развития таможенного контроля после выпуска товаров. Внедрение таможенного мониторинга в деятельность участников ВЭД в перспективе должно обеспечить минимизацию рисков привлечения к административной и уголовной ответственности за нарушение таможенных правил.

Язык статьи:
Действия с выбранными: