Осуществление внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) является сложным видом процесса. Участники ВЭД должны учитывать множество факторов, которые могут оказывать значительное влияние на их деятельность. Одним из таких факторов является соблюдение таможенных правил при осуществлении экспортно-импортных операций с товарами [1].
Для государства вероятность несоблюдения участниками ВЭД таможенных правил является угрозой для экономической безопасности страны. По этой причине таможенные органы, представляющие интересы государства, проводят таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу [2].
В данном контексте таможенные органы заинтересованы в повышении эффективности таможенного контроля, что является нетривиальной задачей. Так, в России для решения данной задачи проводится эксперимент по внедрению таможенного мониторинга деятельности участников ВЭД. Институт таможенного мониторинга должен стать эффективным механизмом совершенствования таможенного контроля в России [3]. Необходимость анализа перспектив развития института таможенного мониторинга в России обусловила актуальность данной статьи.
Правовой основой эксперимента по проведению таможенного мониторинга являются:
1) Федеральный закон от 14.07.2022 № 314-ФЗ;
2) Постановление Правительства РФ от 16.02.2023 № 240;
3) приказ ФТС России от 13.03.2023 № 174;
4) приказ ФТС России от 23.03.2023 № 224.
Целью эксперимента является апробация таможенного мониторинга в деятельности таможенных органов и участников ВЭД. Участие в эксперименте по проведению таможенного мониторинга подразумевает [4]:
• выявление признаков нарушения таможенных правил и устранения их негативных последствий;
• реализацию возможности проведения лицами, участвующими в эксперименте, самостоятельной оценки результатов таможенного мониторинга;
• результаты таможенного мониторинга в течение срока проведения эксперимента, систематизирующиеся ФТС России и хранящиеся в информационно-программных средствах Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.
Объектом таможенного мониторинга являются сведения о товарах, страной происхождения которых является иностранное государство, не являющееся членом ЕАЭС, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления [5].
На добровольной основе в эксперименте участвуют:
• уполномоченные экономические операторы, включенные в реестр;
• участники промышленных кластеров, являющиеся субъектами деятельности в сфере промышленности, производящие промышленную продукцию или участвующие в производстве.
Обязательным условием для участия в эксперименте является применение организациями системы учета товаров, позволяющей [6]:
• вести раздельный учет операций с товарами;
• учитывать товары с момента принятия их к бухгалтерскому учету и до момента их выбытия с бухгалтерского учета;
• формировать сведения для представления в информационную систему таможенного органа.
Уведомление о добровольном участии в эксперименте направляется в произвольной форме в ФТС России не позднее 30 июня 2024 г. на бумажном носителе или в электронной форме на адрес электронной почты ФТС России.
Порядок перехода на таможенный мониторинг подразумевает [7]:
• сбор сведений о показателях таможенного декларирования (ВЭД), который осуществляется ежеквартально в автоматическом режиме;
• выявление одного из показателей таможенного декларирования в таможенном органе, в регионе деятельности которого участник ВЭД состоит на налоговом учете;
• решение о проведении таможенного мониторинга, принимающееся таможенным органом в течение трех рабочих дней со дня выявления показателя.
Вышеупомянутые показатели таможенного декларирования [8]:
1) снижение индекса таможенной стоимости на 15 %;
2) снижение таможенных платежей на 15 %;
3) отсутствие мер по минимизации рисков в соответствии с профилями рисков;
4) увеличение доли условно выпущенных товаров на 15 %;
5) увеличение доли товаров с нулевой ставкой ввозной таможенной пошлины на 15 %;
6) наличие товаров, которые ранее не поставлялись в Россию;
7) увеличение доли товаров с таможенными льготами на 15 %;
8) увеличение объемов задекларированных товаров на 50 %;
9) увеличение товаров, схожих по признакам с запрещенными, на 20 %;
10) соотношение веса нетто и брутто товаров (отклонение более чем на 20 %).
Срок проведения таможенного мониторинга не превышает одого месяца с даты принятия такого решения. Таможенный орган проводит анализ сведений из системы учета товаров, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении. В течение пяти рабочих дней по истечении срока проведения таможенного мониторинга таможенный орган оформляет заключение о его результатах, которое в течение пяти рабочих дней со дня подписания направляется участнику ВЭД [9].
В рамках проведения таможенного мониторинга осуществляется взаимодействие между системой учета товаров организации и ЕАИС таможенных органов. Из системы учета товаров организации представляются сведения по запросу таможенного органа в электронном виде в режиме времени, близком к реальному; эти сведения поступают в ЕАИС. Из ЕАИС таможенных органов систему учета товаров участника ВЭД направляется уведомление о получении сведений либо об отказе в приеме сведений.
Перечень сведений, представляемых в таможенный орган [10]:
• поступившие товары (приход);
• коммерческие операции с товарами (расход);
• остатки товаров (входящие, исходящие);
• товары, помещенные на временное хранение на собственном складе.
Если в заключении о результатах таможенного мониторинга отражено наличие признаков нарушения, участник ВЭД не позднее 15-го рабочего дня со дня получения заключения [11]:
1) самостоятельно оценивает содержащиеся в заключении признаки нарушения и добровольно устраняет возможные последствия или формирует аргументированную позицию об отсутствии нарушений;
2) информирует таможенный орган об аргументированной позиции по результатам рассмотрения заключения в письменной форме почтовым отправлением с описью вложения либо в электронной форме через личный кабинет участника ВЭД.
По результатам проведенного анализа механизма таможенного мониторинга можно сделать следующие выводы:
1. Институт таможенного мониторинга основан на принципах доверия и прозрачности в отношениях таможенных органов с бизнес-сообществом.
2. Таможенный мониторинг выгодно отличается от выездной таможенной проверки, поскольку его реализация является менее трудоемкой и материально затратной как для таможенных органов, так и для участников ВЭД.
3. По сравнению с таможенным аудитом институт таможенного мониторинга имеет больше перспектив для развития, эксперимент с таможенным аудитом показал нежизнеспособность этого института на современном этапе.
4. Таможенный мониторинг может помочь участникам ВЭД значительно минимизировать риски привлечения к административной и уголовной ответственности за нарушение таможенных правил за счет выявления потенциальных нарушений на ранней стадии в рамках таможенного мониторинга.
5. Институт таможенного мониторинга основан на очень тесном сотрудничестве между таможенными органами и бизнессообществом, что в перспективе обеспечит упрощение и ускорение таможенных операций и таможенных процедур за счет повышения авторитета участников таможенного мониторинга, готовых заблаговременно предоставлять таможенным органам всю необходимую документацию.
В целом, несмотря на то что в эксперименте по проведению таможенного мониторинга на данном этапе участвуют представители крупного бизнеса, считаем целесообразным вовлекать в таможенный мониторинг всех участников ВЭД.
Таким образом, институт таможенного мониторинга является одним из приоритетных направлений развития таможенного контроля после выпуска товаров. Внедрение таможенного мониторинга в деятельность участников ВЭД в перспективе должно обеспечить минимизацию рисков привлечения к административной и уголовной ответственности за нарушение таможенных правил.