По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.56

Развитие института происхождения товаров в сфере внешнеэкономической деятельности

Худжатов М. Б. канд. экон. наук, доцент, профессор кафедры таможенного дела и права, Московский финансово-юридический университет МФЮА, E-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) вопрос определения и контроля происхождения товаров является крайне важным. Именно в зависимости от страны происхождения товара в современных условиях дифференцированно могут применяться ставки ввозных таможенных пошлин, особых видов пошлины, предоставляться тарифные преференции. Кроме того, во многих случаях страна происхождения товара влияет на применение запретов и ограничений как при его импорте, так и при экспорте. В статье рассматриваются вопросы упрощения процедуры документального подтверждения происхождения товаров при получении тарифных преференций, а также применения электронных систем верификации происхождения товаров. Указанные направления могут способствовать развитию института происхождения товаров в сфере ВЭД.

Литература:

1. Смирнов, А. Ю. Последствия санкций недружественных стран против России // Актуальные проблемы экономики и управления. — 2022. — № 1 (11). — С. 529–532.

2. Мозер, С. В. Организационно-правовые подходы по созданию правового механизма взаимодействия Евразийского экономического союза с Всемирной таможенной организацией // Пробелы в российском законодательстве. — 2024. — Т. 17. — № 3. — С. 206–216.

3. Бойкова, М. В., Софьянникова И. Ю. Контроль сведений относительно страны происхождения товаров как один из факторов совершенствования предоставляемых таможенных услуг // Таможенные чтения — 2023: Новые реалии внешнеэкономической деятельности: взгляд таможни, бизнеса и науки: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. — СПб., 2023. — С. 30–36.

4. Институт происхождения товаров — сопряжение интересов государства и бизнеса [Электронный ресурс]. — URL: https://mtfprogram.ru/ institute_of_origin_of_goods_round_table_rus.

5. Таскаева, С. В. Теоретические и практические аспекты подтверждения непреференциального происхождения товаров в случае применения антидемпинговых пошлин // Таможенное дело. — 2022. — № 2. — С. 12–14.

6. Аргатов, М. А., Десятниченко, О. Ю. Проблемы для участников ВЭД, возникающие в процессе получения тарифных преференций и подтверждения страны происхождения товаров // Экономика и предпринимательство. — 2023. — № 7 (156). — С. 1031–1039.

7. Климаков, К. В. Ставка на электронную верификацию // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. — 2023. — № 6. — С. 4–8.

8. Бериашвили, М. И. Проблемы в определении страны происхождения товаров и их решение // Управление, экономика и право: проблемы, исследования, результаты: Сборник статей III Международной научнопрактической конференции. — Пенза, 2023. — С. 61–63.

9. Халипов, С. В. Ответные меры России в условиях Евразийского экономического союза // Актуальные проблемы российского права. — 2024. — Т. 19. — № 8 (165). — С. 174–185.

10. Хапилин, С. А., Иванова, О. Б., Хапилин, А. Ф. Финансово-экономические аспекты совершенствования таможенного администрирования в Российской Федерации в условиях усиления санкционного давления // Первый экономический журнал. — 2024. — № 7 (349). — С. 104–110.

1. Smirnov, A. Yu. Consequences of sanctions of unfriendly countries against Russia. Actual problems of economics and management. 2022, No. 1 (11), pp. 529–532.

2. Moser, S. V. Organizational and legal approaches to creating a legal mechanism for interaction between the Eurasian Economic Union and the World Customs Organization. Gaps in Russian legislation. 2024, Vol. 17, No. 3, pp. 206–216.

3. Boykova, M. V., Sofyannikova, I. Yu. Control of information regarding the country of origin of goods as one of the factors in improving the provided customs services. In the collection: Customs Readings — 2023: New Realities of Foreign Economic Activity: the View of Customs, Business and Science. Collection of materials of the International scientifi c and practical conference. St. Petersburg, 2023, pp. 30–36.

4. Institute of Origin of Goods — Conjugation of Interests of the State and Business. Available at: https://mtfprogram.ru/institute_of_origin_of_goods_ round_table_rus.

5. Taskaeva, S. V. Theoretical and Practical Aspects of Confi rming Non-Preferential Origin of Goods in Case of Anti-Dumping Duties. Customs Aff airs. 2022, No. 2, pp. 12–14.

6. Argatov, M. A., Desyatnichenko, O. Yu. Problems for Foreign Economic Activity Participants Arising in the Process of Obtaining Tariff Preferences and Confi rming the Country of Origin of Goods. Economy and Entrepreneurship. 2023, No. 7 (156), pp. 1031–1039.

7. Klimakov, K. V. Focus on Electronic Verifi cation. Customs Regulation. Customs control. 2023, No. 6, pp. 4–8.

8. Beriashvili, M. I. Problems in determining the country of origin of goods and their solution. In the collection: Management, Economics and Law: Problems, Research, Results. Collection of articles of the III International Scientifi c and Practical Conference. Penza, 2023, pp. 61–63.

9. Khalipov, S. V. Russia’s response measures in the context of the Eurasian Economic Union. Actual problems of Russian law. 2024, Vol. 19, No. 8 (165), pp. 174–185.

10. Khapilin, S. A., Ivanova, O. B., Khapilin, A. F. Financial and economic aspects of improving customs administration in the Russian Federation in the context of increasing sanctions pressure. First Economic Journal. 2024, No. 7 (349), pp. 104–110.

Актуальность вопросов происхождения возросла после принятия Правительством РФ распоряжения, утвердившего перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении России, российских юридических и физических лиц [1].

В целях определения и подтверждения происхождения товаров используется признанный на международном уровне, регулируемый соглашениями Всемирной торговой организации и стандартами Всемирной таможенной организации институт определения и контроля происхождения товаров [2].

Для таможенных органов контроль достоверности сведений о стране происхождения товара является одним из инструментов обеспечения работы экономических инструментов государственного регулирования внешней политики государства. Для бизнеса ясность и понятность подходов к определению и контролю страны происхождения товаров предоставляет возможность бесшовно подтверждать право на получение тарифных преференций, освобождение от уплаты особых пошлин (например, антидемпинговой пошлины) или неприменение специальных экономических мер [3].

В данном контексте важен поиск баланса в процессе реализации задач сохранения эффективности внешнеторговой деятельности и соблюдения интересов государства. Вышеизложенные обстоятельства обусловили актуальность данной статьи.

Важно отметить, что ФТС России ведет постоянную работу по развитию института происхождения товаров. В частности, можно выделить следующие направления [4]:

1. При подтверждении происхождения экспортируемых товаров электронным сертификатом в рамках таможенного декларирования вывозимых товаров в ФТС России переданы сведения о 52 тыс. сертификатов.

2. Упрощение процедуры документального подтверждения происхождения ввозимых товаров:

- этой процедурой воспользовались более 12 тыс. участников ВЭД;

- представлено более 185 тыс. копий сертификатов о происхождении товаров.

3. Предварительное решение о происхождении товара как документ, подтверждающий страну происхождения, — ведется работа по внесению соответствующих изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС.

Для Цитирования:
Худжатов М. Б., Развитие института происхождения товаров в сфере внешнеэкономической деятельности. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: