Актуальность вопросов происхождения возросла после принятия Правительством РФ распоряжения, утвердившего перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении России, российских юридических и физических лиц [1].
В целях определения и подтверждения происхождения товаров используется признанный на международном уровне, регулируемый соглашениями Всемирной торговой организации и стандартами Всемирной таможенной организации институт определения и контроля происхождения товаров [2].
Для таможенных органов контроль достоверности сведений о стране происхождения товара является одним из инструментов обеспечения работы экономических инструментов государственного регулирования внешней политики государства. Для бизнеса ясность и понятность подходов к определению и контролю страны происхождения товаров предоставляет возможность бесшовно подтверждать право на получение тарифных преференций, освобождение от уплаты особых пошлин (например, антидемпинговой пошлины) или неприменение специальных экономических мер [3].
В данном контексте важен поиск баланса в процессе реализации задач сохранения эффективности внешнеторговой деятельности и соблюдения интересов государства. Вышеизложенные обстоятельства обусловили актуальность данной статьи.
Важно отметить, что ФТС России ведет постоянную работу по развитию института происхождения товаров. В частности, можно выделить следующие направления [4]:
1. При подтверждении происхождения экспортируемых товаров электронным сертификатом в рамках таможенного декларирования вывозимых товаров в ФТС России переданы сведения о 52 тыс. сертификатов.
2. Упрощение процедуры документального подтверждения происхождения ввозимых товаров:
- этой процедурой воспользовались более 12 тыс. участников ВЭД;
- представлено более 185 тыс. копий сертификатов о происхождении товаров.
3. Предварительное решение о происхождении товара как документ, подтверждающий страну происхождения, — ведется работа по внесению соответствующих изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС.