Подписка:

+7 495 274-22-22

Телефон для справок:

+7 495 274-22-22

Развитие института электронной таможни в России

Мозер С. В. канд. юрид. наук, ст. науч. сотр., НИИ Российской таможенной академии, зам. начальника отдела перспективных таможенных технологий Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, e-mail: moser@teloneum.ru
Ключевые слова: Всемирная таможенная организация, ВТамО, Евразийский экономический союз, ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия, ЕЭК, Федеральная таможенная служба, ФТС России, электронная таможня, цифровая таможня, таможенное регулирование, таможенное администрирование, международное таможенное право, таможня, информационные коммуникационные технологии

Исследовательская статья посвящена вопросу развития института электронной (цифровой) таможни в Российской Федерации. Предмет исследования — институт электронной таможни. В рассматриваемом ключе анализируется Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 г., проект Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г., проекты и действующие ведомственные акты ФТС России, регулирующие институт электронной таможни. Отдельное внимание уделено электронной таможне как специализированному таможенному органу в рамках совершенствования информационных систем и ресурсов таможенной службы. Анализируется проблематика создания электронных таможен и центров электронного декларирования. Полученные результаты исследования представляют интерес для таможенного блока Евразийской экономической комиссии, могут быть использованы в рамках организации работы тематического блока «Электронная таможня». Статья рекомендуется исследователям, а также экспертам таможенных администраций государств — членов ЕАЭС, деятельность которых связана с совершенствованием таможенного регулирования, модернизацией института электронной (цифровой) таможни, а также международным таможенным правом. Исследовательский материал основан на анализе практических аспектов деятельности ЕЭК и является продолжением научно-практических публикаций по проблематике развития института электронной (цифровой) таможни[footnote]1[/footnote] .

В 2019 г. таможенным блоком Евразийской экономической комиссии была инициирована подготовка проекта документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни» (в рамках работы тематического блока «Электронная таможня» Рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма единого окна в системе регулирования внешнеэкономической деятельности). На первоначальном этапе актуальным вопросом стало исследование зарубежного опыта, и прежде всего Всемирной таможенной организации (далее — ВТамО) по формированию правового института электронной (цифровой) таможни. Анализ передовой практики таможенного администрирования по этому вопросу был завершен в июне 2019 г., а результаты его исследования озвучены 18 июня 2019 г. в штаб-квартире Всемирной таможенной организации в рамках 20-го заседания Управляющего комитета по пересмотру Киотской конвенции [1].

На сегодняшний день в рамках проводимой работы ЕЭК, интерес представляет анализ опыта государств — членов ЕАЭС по развитию электронной (цифровой) таможни. В настоящей статье автором исследуется российский опыт.

Как и при изучении любого вопроса в сфере совершенствования таможенного администрирования, мы обратились к научному массиву информации, посвященному тематике электронной (цифровой) таможни. В дополнение к этому интерес представляют официальные материалы органов государственной власти, связанные с проектом «Электронная (цифровая) таможня». Задачи, которые мы поставили, как и прежде, — уяснить развитие понятийного аппарата, выявить основные элементы и характеристики института электронной (цифровой) таможни, провести взаимосвязь рассматриваемого правового явления (института, механизма, инструмента, технологии, режима, структурного подразделения) с иными институтами таможенного права и определить его место в системе таможенного администрирования.

Прежде всего отметим, что проблематика электронной таможни, а также перспективы ее развития были озвучены на научном уровне более 16 лет назад. В рамках Второй ежегодной конференции «Государство в ХХI веке», которая состоялась в 2004 г., представитель Главного управления спецтехники и автоматизации таможенных технологий Государственного таможенного комитета России (далее — ГТК России) изложил новую философию развития информационных систем таможенных органов, основанную на принципах анализа и управления рисками. На тот момент особое внимание было привлечено к важности получения таможенными органами предварительной информации от участников ВЭД и таможенных служб сопредельных государств. Данные положения были проиллюстрированы на примере проекта «Зеленый коридор», выполняемого совместно Россией, Швецией и Финляндией в Северо-Западном таможенном управлении [2]. В рамках мероприятия было акцентировано внимание на системах интеллектуальной обработки разнородной информации и аналитических системах, используемых при реализации механизмов управления рисками. Здесь же был озвучен вопрос разработки Единой государственной автоматизированной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации, создаваемой в интересах таможенной и налоговой служб, а также информационно-коммуникационных технологий и информационно-технической политики, реализуемой ГТК России. Таким образом, электронная таможня на тот момент рассматривалась, как новая философия, сопряженная с интеллектуальной обработкой разнородной информации, аналитическими системами, развитием информационных систем таможенных органов, правовыми институтами предварительного информирования и системы управления рисками (далее — СУР).

Для Цитирования:
Мозер С. В., Развитие института электронной таможни в России . Таможенное регулирование. Таможенный контроль №5 2020. 2020;5.
Полная версия статьи доступна только подписчикам журнала