Подписка:

+7 495 274-22-22

Телефон для справок:

+7 495 274-22-22

Развитие института электронной таможни в России

Мозер С. В. канд. юрид. наук, ст. науч. сотр., НИИ Российской таможенной академии, зам. начальника отдела перспективных таможенных технологий Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, e-mail: moser@teloneum.ru
Ключевые слова: Всемирная таможенная организация, ВТамО, Евразийский экономический союз, ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия, ЕЭК, Федеральная таможенная служба, ФТС России, электронная таможня, цифровая таможня, таможенное регулирование, таможенное администрирование, международное таможенное право, таможня, информационные коммуникационные технологии

Исследовательская статья посвящена вопросу развития института электронной (цифровой) таможни в Российской Федерации. Предмет исследования — институт электронной таможни. В рассматриваемом ключе анализируется Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 г., проект Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г., проекты и действующие ведомственные акты ФТС России, регулирующие институт электронной таможни. Отдельное внимание уделено электронной таможне как специализированному таможенному органу в рамках совершенствования информационных систем и ресурсов таможенной службы. Анализируется проблематика создания электронных таможен и центров электронного декларирования. Полученные результаты исследования представляют интерес для таможенного блока Евразийской экономической комиссии, могут быть использованы в рамках организации работы тематического блока «Электронная таможня». Статья рекомендуется исследователям, а также экспертам таможенных администраций государств — членов ЕАЭС, деятельность которых связана с совершенствованием таможенного регулирования, модернизацией института электронной (цифровой) таможни, а также международным таможенным правом. Исследовательский материал основан на анализе практических аспектов деятельности ЕЭК и является продолжением научно-практических публикаций по проблематике развития института электронной (цифровой) таможни[footnote]1[/footnote] .

Литература:

1. Mozer S. Digital Customs. WCO Experience: monograph. — M.: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2019. — 266 p. URL: http://customs-academy.net/?p=12388 (дата обращения: 28.12.2019).

2. Электронная таможня: перспективы развития // Официальный сайт Федеральной таможенной службы России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=4553:Электронная%20таможня:%20перспективы%%20развития&catid=40:201101-24-15-02-45&Itemid=2055 (дата обращения: 11.02.2019).

3. Булавин В. Таможня должна быть простой, удобной и эффективной: интервью руководителя ФТС России // ИА «ТАСС», 08.06.2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=25359:-----l------r--lr-08062017&catid=26:201101-24-14-45-21&Itemid=1830 (дата обращения: 11.02.2019).

4. Смирнова Е. А. Оценка эффективности деятельности электронной таможни // Вестник Астраханского государственного технического университета. — 2013. — № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// elibrary.ru/item.asp?id=19081588 (дата обращения: 15.02.2019).

5. Проект стратегии развития российской таможни до 2030 года рассмотрен бизнес-сообществом // Новости ФТС России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// customs-academy.net/?p=12497.

6. Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года. Приложение к решению Коллегии ФТС России от 25 мая 2017 г. / ФТС России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.customs. ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=25512 (дата обращения: 13.02.2019).

7. Приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2017 г. № 2005 «О решении коллегии ФТС России от 30 ноября 2017 года «О мерах по совершенствованию информационных систем и ресурсов таможенных органов Российской Федерации в целях обеспечения выполнения Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года»» // ИПС Альта-софт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.alta.ru/tamdoc/17pr2005/ (дата обращения: 16.02.2019).

8. Целевые показатели решения задач Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года. Приложение № 1 к Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года // Информационный ресурс ФТС России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=25512 (дата обращения: 14.02.2019).

9. Электронная таможня: ФТС России избавляет участников ВЭД от бумаг // Информационный ресурс ФТС России, 16 декабря 2015. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.customs.ru/ index.php?option=com_content&v iew=article&id=22308:2015-12-1610-36-42&catid=40:2011-01-24-1502-45&Itemid=2055 (дата обращения: 16.02.2019).

10. В Москве состоялось заседание Коллегии ФТС России // Информационный ресурс ФТС России, 9 мая 2018 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://customs.ru/index. php?option=com_content&view=a rticle&id=26567:2018-05-29-12-1954&catid=40:2011-01-24-15-02-45 (дата обращения: 12.02.2019).

11. ФТС России подвела первые итоги работы электронных таможен // Информационный ресурс ФТС России, 13 ноября 2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://customs.ru/index. php?option=com_content&view=a rticle&id=26993:2018-11-13-11-2734&catid=40:2011-01-24-15-02-45 (дата обращения: 12.02.2019).

12. Сальникова А. В. Центры электронного декларирования как основной элемент таможни // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. — 2018. — № 3 (27) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id=36005021 (дата обращения: 14.02.2019).

13. Проект приказа Федеральной таможенной службы «Об утверждении общего положения о таможне (электронной таможне)». Даты проведения общественного обсуждения: 27.04.2018– 11.05.2018 // Гарант [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/56651523/ (дата обращения: 14.02.2019).

14. Проект приказа Федеральной таможенной службы об утверждении общего положения о таможенном посте (центр электронного декларирования). Даты проведения общественного обсуждения: 27.04.2018– 11.05.2018 // Гарант. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/56651527/ (дата обращения: 14.02.2019).

15. Скиба В. Ю. Изменение парадигмы применения информационных таможенных технологий в условиях реализации положений ТК ЕАЭС: Стенограмма выступления на конференции «Таможня для бизнеса. Жизнь по новому Таможенному кодексу ЕАЭС» // Ассоциация содействие развитию внешнеэкономической деятельности, 23 мая 2018 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://np-srv.ru/news/ izmenenie-paradigmy-primeneniyainformacionnych-tamogennychtechnologiy-v-usloviyach-realizaciipologeniy-tkeaes-.html (дата обращения: 16.02.2019).

16. Письмо ФТС России от 25 декабря 2017 № 01-11/73654 «Разъяснения по вопросам организации деятельности региональных электронных таможен и таможен фактического контроля» // ИПС Альта-софт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.alta.ru/tamdoc/17p73654/ (дата обращения: 15.02.2019).

17. Приказ ФТС России от 22 апреля 2011 г. № 845 «Порядок применения ЭД-2 при удаленном декларировании товаров, в т. ч. в местах, приближенных к границе» // ИПС Альта-софт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/11pr0845/ (дата обращения: 15.02.2019).

18. Приказ Федеральной таможенной службы от 31 мая 2018 г. № 833 «Об утверждении Общего положения о таможне» // Информационный правовой портал Гарант [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71963806/ (дата обращения: 18.02.2019).

19. Общее положение о таможне (электронной таможне). Приложение к проекту приказа Федеральной таможенной службы «Об утверждении общего положения о таможне (электронной таможне)» // Гарант [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/56651523/ (дата обращения: 14.02.2019).

20. Общее Положение о таможне. Утверждено приказом ФТС России № 833 от 31 мая 2018 г. «Об утверждении Общего положения о таможне» // Гарант [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71963806/ (дата обращения: 18.02.2019).

21. Приказ ФТС России № 832 от 31 мая 2018 года «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении» // ИПС Гарант [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71963780/.

22. Приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 26 июня 2018 г. № 988 «О решении коллегии ФТС России от 29 мая 2018 года "О создании единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования. Проблемы и пути их решения"» // ИПС Альтасофт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.alta.ru/ tamdoc/18pr0988/ (дата обращения: 16.02.2019).

23. Степин М. Электронное декларирование товаров: как на практике работают ЦЭДы // CustomsForum.ru, 7 декабря 2018 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://customsforum. ru/news/opinion/elektronnoedeklarirovanie-tovarov-kak-napraktike-rabotayut-tsedy-550274. html (дата обращения: 16.02.2019).

24. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://static.government. ru/media/fi les/9gFM4FHj4PsB79I5v 7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.

25. Давыдов Р. В. Как внедрение электронной таможни поможет России укрепить позиции в рейтинге DoingBusiness: пресс-конференция первого заместителя руководителя ФТС России, вице-председателя Совета Всемирной таможенной организации // МИА «Россия сегодня», 19 декабря 2017 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=26081:--------------l----------doingbusinessr-------l-r-19--2017&catid=26:2011-01-24-14-4521&Itemid=1830&Itemid=1851 (дата обращения: 12.02.2019).

26. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Приложение 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза // Правовой портал Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.eaeunion.org/docs/ruru/01413569/itia_12042017 (дата обращения: 13.02.2019).

27. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 4 сентября 2018 г.) // ИПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения: 12.02.2019).

28. Из выступления премьерминистра Д. А. Медведева. См. Кузьмин Владимир «Свет в едином окне. На своем последнем заседании в нынешнем составе кабинет министров обсудил таможенное регулирование» // Российская газета. 26 апреля 2018 г. № 91 (7554), [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2018/04/26/ medvedev-anonsiroval-perehod-rfk-elektronnoj-tamozhne.html (дата обращения: 12.02.2019).

В 2019 г. таможенным блоком Евразийской экономической комиссии была инициирована подготовка проекта документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни» (в рамках работы тематического блока «Электронная таможня» Рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма единого окна в системе регулирования внешнеэкономической деятельности). На первоначальном этапе актуальным вопросом стало исследование зарубежного опыта, и прежде всего Всемирной таможенной организации (далее — ВТамО) по формированию правового института электронной (цифровой) таможни. Анализ передовой практики таможенного администрирования по этому вопросу был завершен в июне 2019 г., а результаты его исследования озвучены 18 июня 2019 г. в штаб-квартире Всемирной таможенной организации в рамках 20-го заседания Управляющего комитета по пересмотру Киотской конвенции [1].

На сегодняшний день в рамках проводимой работы ЕЭК, интерес представляет анализ опыта государств — членов ЕАЭС по развитию электронной (цифровой) таможни. В настоящей статье автором исследуется российский опыт.

Как и при изучении любого вопроса в сфере совершенствования таможенного администрирования, мы обратились к научному массиву информации, посвященному тематике электронной (цифровой) таможни. В дополнение к этому интерес представляют официальные материалы органов государственной власти, связанные с проектом «Электронная (цифровая) таможня». Задачи, которые мы поставили, как и прежде, — уяснить развитие понятийного аппарата, выявить основные элементы и характеристики института электронной (цифровой) таможни, провести взаимосвязь рассматриваемого правового явления (института, механизма, инструмента, технологии, режима, структурного подразделения) с иными институтами таможенного права и определить его место в системе таможенного администрирования.

Прежде всего отметим, что проблематика электронной таможни, а также перспективы ее развития были озвучены на научном уровне более 16 лет назад. В рамках Второй ежегодной конференции «Государство в ХХI веке», которая состоялась в 2004 г., представитель Главного управления спецтехники и автоматизации таможенных технологий Государственного таможенного комитета России (далее — ГТК России) изложил новую философию развития информационных систем таможенных органов, основанную на принципах анализа и управления рисками. На тот момент особое внимание было привлечено к важности получения таможенными органами предварительной информации от участников ВЭД и таможенных служб сопредельных государств. Данные положения были проиллюстрированы на примере проекта «Зеленый коридор», выполняемого совместно Россией, Швецией и Финляндией в Северо-Западном таможенном управлении [2]. В рамках мероприятия было акцентировано внимание на системах интеллектуальной обработки разнородной информации и аналитических системах, используемых при реализации механизмов управления рисками. Здесь же был озвучен вопрос разработки Единой государственной автоматизированной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации, создаваемой в интересах таможенной и налоговой служб, а также информационно-коммуникационных технологий и информационно-технической политики, реализуемой ГТК России. Таким образом, электронная таможня на тот момент рассматривалась, как новая философия, сопряженная с интеллектуальной обработкой разнородной информации, аналитическими системами, развитием информационных систем таможенных органов, правовыми институтами предварительного информирования и системы управления рисками (далее — СУР).

Для Цитирования:
Мозер С. В., Развитие института электронной таможни в России . Таможенное регулирование. Таможенный контроль №5 2020. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала