В 2019 г. таможенным блоком Евразийской экономической комиссии была инициирована подготовка проекта документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни» (в рамках работы тематического блока «Электронная таможня» Рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма единого окна в системе регулирования внешнеэкономической деятельности). На первоначальном этапе актуальным вопросом стало исследование зарубежного опыта, и прежде всего Всемирной таможенной организации (далее — ВТамО) по формированию правового института электронной (цифровой) таможни. Анализ передовой практики таможенного администрирования по этому вопросу был завершен в июне 2019 г., а результаты его исследования озвучены 18 июня 2019 г. в штаб-квартире Всемирной таможенной организации в рамках 20-го заседания Управляющего комитета по пересмотру Киотской конвенции [1].
На сегодняшний день в рамках проводимой работы ЕЭК, интерес представляет анализ опыта государств — членов ЕАЭС по развитию электронной (цифровой) таможни. В настоящей статье автором исследуется российский опыт.
Как и при изучении любого вопроса в сфере совершенствования таможенного администрирования, мы обратились к научному массиву информации, посвященному тематике электронной (цифровой) таможни. В дополнение к этому интерес представляют официальные материалы органов государственной власти, связанные с проектом «Электронная (цифровая) таможня». Задачи, которые мы поставили, как и прежде, — уяснить развитие понятийного аппарата, выявить основные элементы и характеристики института электронной (цифровой) таможни, провести взаимосвязь рассматриваемого правового явления (института, механизма, инструмента, технологии, режима, структурного подразделения) с иными институтами таможенного права и определить его место в системе таможенного администрирования.
Прежде всего отметим, что проблематика электронной таможни, а также перспективы ее развития были озвучены на научном уровне более 16 лет назад. В рамках Второй ежегодной конференции «Государство в ХХI веке», которая состоялась в 2004 г., представитель Главного управления спецтехники и автоматизации таможенных технологий Государственного таможенного комитета России (далее — ГТК России) изложил новую философию развития информационных систем таможенных органов, основанную на принципах анализа и управления рисками. На тот момент особое внимание было привлечено к важности получения таможенными органами предварительной информации от участников ВЭД и таможенных служб сопредельных государств. Данные положения были проиллюстрированы на примере проекта «Зеленый коридор», выполняемого совместно Россией, Швецией и Финляндией в Северо-Западном таможенном управлении [2]. В рамках мероприятия было акцентировано внимание на системах интеллектуальной обработки разнородной информации и аналитических системах, используемых при реализации механизмов управления рисками. Здесь же был озвучен вопрос разработки Единой государственной автоматизированной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации, создаваемой в интересах таможенной и налоговой служб, а также информационно-коммуникационных технологий и информационно-технической политики, реализуемой ГТК России. Таким образом, электронная таможня на тот момент рассматривалась, как новая философия, сопряженная с интеллектуальной обработкой разнородной информации, аналитическими системами, развитием информационных систем таможенных органов, правовыми институтами предварительного информирования и системы управления рисками (далее — СУР).