По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658

Развитие информационной функции отчетности государственных вузов: обоснование необходимости, раскрытие возможности

Вахрушина М.А. д-р экон. наук, профессор, заместитель руководителя Департамента учета, анализа и аудита, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» 107996, Москва, ул. Кибальчича, д. 1 E-mail: vakhrushina@mail.ru
Толчеева А.А. аспирант Департамента учета, анализа и аудита, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» 107996, Москва, ул. Кибальчича, д. 1, младший научный сотрудник, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» 625003, Тюмень, ул. Володарского, д. 6 E-mail: alinatol

В статье уделено внимание проблеме развития информационной функции внешней и внутренней отчетности государственных вузов. Среди возможных направлений расширения информационной функции отчетности вузов авторы выделяют применение концепции комплексного публичного отчета, раскрытие информации об интеллектуальном капитале университета, формирование сегментной отчетности, а также подготовку внутренней управленческой отчетности вуза.

Литература:

1. Бабошина Э.С. Реализация внутреннего контроля системы управления государственного образовательного учреждения // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. — 2011. — № 5. — С. 7–12.

2. Булыга Р.П. Концепция формирования публичной отчетности вузов // Вестник Финансового университета. — 2015. — № 6. — С. 156–170.

3. Глущенко А.В., Егорова Е.М. Интегрированная система управленческой отчетности как основа управленческого анализа в вузе // Учет. Анализ. Аудит. — 2015. — № 4. — С. 64–74.

4. Глущенко А.В., Егорова Е.М. Учетно-управленческие проблемы высшей школы и пути их решения // Международный бухгалтерский учет. — 2013. — № 16. — C. 10–15.

5. Годовой отчет ВГУ. 2016. — URL: https://www.vsu.ru/ru/university/docs/report2016. pdf (дата обращения: 01.05.2017).

6. Калачинский А.В. Социальная отчетность вуза // Университетское управление: практика и анализ. — 2008. — № 6. — С. 32–38.

7. Мишура Л.Г. Основные направления развития инновационной деятельности высшей школы РФ // Низкотемпературные и пищевые технологии в XXI веке. — 2015. — № 2. — С. 498–500.

8. Образование в Российской Федерации. НИУ «ВШЭ». — М., 2014. — 484 с.

9. Постановление Правительства РФ от 10.02.2017 № 171 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. № 211» // Официальный интернет-портал правовой информации. — 2017. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201702140009?index= 3&rangeSize=1.

10. Правительство почти на треть сократило расходы на ведущие вузы России // Радио «Свобода». — 2017. — URL: http://www.svoboda.org/a/28309461.html.

11. Программа повышения конкурентоспособности ТюмГУ. 2015. — URL: https:// www.utmn.ru/upload/medialibrary/121/Программа рус.версия.pdf.

12. Романова И.Б., Ермишина О.Ф. Организация системы внутреннего контроля в вузе // Управление экономическими системами. — 2013. — № 8 (56).

13. Россия в цифрах. 2016. Крат. стат. сб. Росстат. — M., 2016. — 543 с.

14. Салихов Б.В., Салихова И.С. Интеллектуальная безопасность современного вуза: сущность и научно-практические императивы формирования // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. — 2014. — № 1 (7). — С. 83–96.

15. Сокращение расходов на вузы приведет к интеллектуальной деградации // Информационное агентство REGNUM. — 2017. — URL: https://regnum.ru/news/ society/2162044.html.

16. Социальный отчет ВГУЭС за 2012–2014. — URL: http://media.rspp.ru/document/1/1/0/10d4c728336ac058897a43f0b0e07a08.pdf.

17. Толчеева А.А., Руф Ю.Н. Интеллектуальный капитал как учетно-экономическая категория // Вестник Омского университета. Сер. «Экономика». — 2015. — № 2. — С. 71–76.

18. Управленческий учет в государственных (муниципальных) учреждениях: методология, организация и направления совершенствования: Монография / Под ред. М.А. Вахрушиной. — М.: Изд-во «Научные технологии», 2015. — 268 с.

19. Усенко Л.Н., Ковалева О.В. Методологические и организационные положения по управленческому учету в высших учебных заведениях на основе модульного подхода // Economics and management: theory and practice. — Volume 2. — Verlag SWG index Gmbll, 2014. — С. 211–215.

20. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Справочно-нормативная система «КонсультантПлюс». — 2017. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/779e21e98202dcc3c9d0 dd5994c7d061e7ab1f5f/ (дата обращения: 01.05.2017).

Эффективность и результативность государственной бюджетной политики предопределяются социальными приоритетами, рациональным распределением и использованием имеющихся ресурсов. Важнейшим приоритетным направлением расходования бюджетных средств является образование.

В последние годы государственные расходы на образование имели устойчивую тенденцию роста. Так, при общем размере консолидированного бюджета РФ и бюджетных государственных и внебюджетных фондов в 2011 г. в 2231,8 млрд руб. доля расходов на образование составляла 11,2% (249,96 млрд руб.) [8, с. 39]. В 2015 г. анализируемые показатели составили соответственно 3034,6 млрд руб. и 17,7% (537,12 млрд руб.) [13, с. 393]. Это означает, что за последние пять лет в абсолютной сумме расходы на образование удвоились. Тенденцию роста имели и расходы на финансирование высшей школы.

Анализ текущей ситуации позволяет сделать вывод о кардинальной смене сложившейся парадигмы. Реформа высшего образования, проводимая в стране, проявляется не только в сокращении числа вузов — с 1115 в 2010/11 г. до 896 в 2015/16 г. (в том числе государственных и муниципальных — с 653 до 530 соответственно) [13, с. 144].

В планах Правительства РФ — почти на треть сократить финансирование 20 ведущих университетов страны — с 14,5 до 10 млрд руб. в год [10]. В изменениях, вносимых в постановление Правительства РФ от 16.03.2013 № 211 (утверждены постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 171), предусмотренный ранее объем финансирования 2017 г. в размере 14,5 млрд руб. сокращен до 10,6 млрд руб. Финансирование 2018 г. снижено с 14,5 млрд до 10,3 млрд руб., 2019 г. — с 14,5 млрд до 10,0 млрд руб. [9].

Кроме того, из-за нехватки средств власти в 2017 г. могут сократить 40% бюджетных мест в вузах по сравнению с предыдущим годом. Также могут быть урезаны студенческие стипендии [15].

Как известно, высшее образование в России — часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации [20, ст. 69]. Высшее образование в первую очередь предопределяет развитие человеческого капитала — важнейшего актива постиндустриальной экономики, повышая интеллектуальный уровень нации в целом. Следствием сокращения финансирования может стать технологическое отставание страны во всех сферах.

Для Цитирования:
Вахрушина М.А., Толчеева А.А., Развитие информационной функции отчетности государственных вузов: обоснование необходимости, раскрытие возможности. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: