Эффективность и результативность государственной бюджетной политики предопределяются социальными приоритетами, рациональным распределением и использованием имеющихся ресурсов. Важнейшим приоритетным направлением расходования бюджетных средств является образование.
В последние годы государственные расходы на образование имели устойчивую тенденцию роста. Так, при общем размере консолидированного бюджета РФ и бюджетных государственных и внебюджетных фондов в 2011 г. в 2231,8 млрд руб. доля расходов на образование составляла 11,2% (249,96 млрд руб.) [8, с. 39]. В 2015 г. анализируемые показатели составили соответственно 3034,6 млрд руб. и 17,7% (537,12 млрд руб.) [13, с. 393]. Это означает, что за последние пять лет в абсолютной сумме расходы на образование удвоились. Тенденцию роста имели и расходы на финансирование высшей школы.
Анализ текущей ситуации позволяет сделать вывод о кардинальной смене сложившейся парадигмы. Реформа высшего образования, проводимая в стране, проявляется не только в сокращении числа вузов — с 1115 в 2010/11 г. до 896 в 2015/16 г. (в том числе государственных и муниципальных — с 653 до 530 соответственно) [13, с. 144].
В планах Правительства РФ — почти на треть сократить финансирование 20 ведущих университетов страны — с 14,5 до 10 млрд руб. в год [10]. В изменениях, вносимых в постановление Правительства РФ от 16.03.2013 № 211 (утверждены постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 171), предусмотренный ранее объем финансирования 2017 г. в размере 14,5 млрд руб. сокращен до 10,6 млрд руб. Финансирование 2018 г. снижено с 14,5 млрд до 10,3 млрд руб., 2019 г. — с 14,5 млрд до 10,0 млрд руб. [9].
Кроме того, из-за нехватки средств власти в 2017 г. могут сократить 40% бюджетных мест в вузах по сравнению с предыдущим годом. Также могут быть урезаны студенческие стипендии [15].
Как известно, высшее образование в России — часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации [20, ст. 69]. Высшее образование в первую очередь предопределяет развитие человеческого капитала — важнейшего актива постиндустриальной экономики, повышая интеллектуальный уровень нации в целом. Следствием сокращения финансирования может стать технологическое отставание страны во всех сферах.