По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2, 342.7 DOI:10.33920/med-08-2003-08

Развитие информационного взаимодействия как ключевой элемент государственного управления рисками и охраны здоровья

Воронкова Светлана Владимировна заведующая организационно-методическим кабинетом, магистр общественного здравоохранения, ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора, 191036, Санкт-Петербург, Россия, ул. 2-я Советская, д. 4, e-mail: SV3341015@yandex.ru

В статье рассмотрены способы получения информации о факторах риска и состоянии здоровья населения. Описана новая информационная система «Медицина труда», позволяющая в комплексе организовать сбор широкого перечня данных с целью дальнейшего анализа и применения в деятельности различных органов исполнительной власти, общественных организаций, фондов, юридических лиц и граждан. Предложено усовершенствование данной системы посредством расширения видов собираемой информации, создание паспорта организации по укреплению здоровья, а также интеграция с системами, внедряющимися в Российской Федерации при управлении здоровьем трудоспособного населения в разрезе государственной политики в сфере информатизации.

Литература:

1. Тихомиров А. В. Влияние информатизации на институциональное системообразование сферы охраны здоровья. Главный врач: хозяйство и право. 2016; 2: 7–15.

2. Соломай Т. В. Оценка факторов, влияющих на здоровье с точки зрения системы управления рисками. Санитарный врач. 2012; 10: 69–72.

3. Зайцева Н. В., Май И. В., Кирьянов Д. А., Горяев Д. В., Клейн С. В. Социально — гигиенический мониторинг на современном этапе: состояние и перспективы развития в сопряжении с риск-ориентированным надзором. Анализ риска здоровью. 2016, 4. Available at: http: //journal.fcrisk.ru/sites/journal.fcrisk.ru/ fi les/upload/article/197/health — risk — analysis — 2016–4–1.pdf.

4. Онищенко Г. Г., Зайцева Н. В., Май И. В. и др. Анализ риска здоровью в стратегии государственного социально-экономического развития. Монография / под общ. ред. Г. Г. Онищенко, Н. В. Зайцевой. — М.; Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. Ун-та, 2014. — 738 с.

5. Элиович И. Г., Горбанев С. А., Нехорошев А. С., Новикова Ю. А. О путях повышения качества региональных информационных фондов социально-гигиенического мониторинга по разделу «Условия труда». Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 304–307.

6. Тихонова Н. А., Новикова Ю. А., Федоров В. Н. Проблемы унификации программных комплексов по сбору и анализу информации лабораторно-инструментальных исследований в практике Роспотребнадзора. Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2018. Т. 13. № 2. С. 965–97.

7. Сафонов А. Л. Управление рисками и профилактика в сфере охраны труда в новых условиях. Охрана и техника безопасности труда. 2010; 7: 9–20.

8. Воронкова С. В. Консолидация федерального законодательства о профпригодности по состоянию здоровья в государственной службе и межотраслевых комплексах. Успехи современной науки. 2016; 11 (6): 48–52.

9. Андрейцо С. Ю., Воронкова С. В. О некоторых проблемах медицинского освидетельствования иностранных граждан в контексте противодействия нарушениям миграционного законодательств в деятельности МВД. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017; 1 (73): 45–48.

10. Швец Ю. Ю. Влияние соотношения частного и государственного секторов в системе здравоохранения на качество предоставляемых медицинских услуг. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2017; 2. Available at: http: //www.vipstd.ru/index.php.

11. Взгляд на перспективы развития рынка частных медицинских услуг в РФ в 2015–2017 гг. Аналитическое исследование. Available at: https: //www.kpmg.com/RU/ru/industry/Healthcare_and_Pharmaceuticals/ Documents/Healthcare %20perspectives %20rus.pdf.

1. Tikhomirov A. V. Influence of informatisation on institutional system formation of the sphere of health protection. Glavnyi vrach: khozyaistvo i pravo. 2016; (2): 7–15. (In Russian).

2. Solomay T. V. Assessment of factors affecting health from the point of view of the risk management system. Sanitarnyj vrach. 2012; 10: 69–72. (in Russian).

3. Zaitseva N. V., May I. V., Kir’yanov D. A., Goryaev D. V., Klein S. V. Current social — hygienic monitoring: present state and development outlook with respect to risk — based supervision. Health Risk Analysis [Analiz riska zdorov’yu], 2016, 4 Available at: http: //journal.fcrisk.ru/sites/journal.fcrisk.ru/fi les/upload/article/197/ health-risk-analysis-2016-4-1.pdf (in Russian)

4. Onishchenko G. G., Zaitseva N. V., Mayi I. V. [et al.]. Health risk analysis in strategy of state social and economic development. Moscow; Perm’: Perm’ National Research Polytechnical University Publishers, 2014 (in Russian).

5. Eliovich I. G., Gorbanev S. A., Nekhoroshev A. S., Novikova Yu. A. About ways of improvement of quality of regional information funds of social and hygienic monitoring under section «Working conditions». Profilakticheskaya i klinicheskaya meditsina. 2011; (3): 304–307

6. Tikhonova N. A., Novikova Yu. A., Fedorov V. N. Unification problems of software for the collection and analysis results of laboratory measurements in the Rospotrebnadzor practice. Health is the Basis of Human Potential: Problems and Ways to Solve Them [Zdorov’e — osnova chelovecheskogo potentsiala: problemy i puti ikh resheniya]. 2018. 13. № 2. pp. 965–973 (in Russian).

7. Safonov A. L. Risk management and prevention in the field of occupational safety in new conditions. Ohrana i tekhnika bezopasnosti truda. 2010; 7: 9–20. (in Russian).

8. Voronkova S. V. Consolidation of federal law on professional competence for health reasons in the public service and inter-branch complexes. Uspekhi sovremennoj nauki.2016; 11 (6): 48–52. (in Russian).

9. Andreitco S. Y., Voronkova S. V. About some problems of medical examination of foreign citizens in the fight against violations of immigration law in the activities of the Ministry of internal Affairs. Vestnik Sankt — Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2017; 1 (73): 45–48. (in Russian).

10. SHvec YU.YU. Influence of the ratio of private and public sectors in the health care system on the quality of medical services. Sovremennaya nauka: aktual’nye problemy teorii i praktiki 2017; 2. Available at: http: // www.vipstd.ru/index.php. (in Russian).

11. Vzglyad na perspektivy razvitiya rynka chastnyh medicinskih uslug v RF v 2015–2017 gg. Analiticheskoe issledovanie. Available at: https: //www.kpmg.com/RU/ru/industry/Healthcare_and_Pharmaceuticals/ Documents/Healthcare %20perspectives %20rus.pdf. (in Russian).

Среди важнейших национальных интересов Российской Федерации, затрагивающих, в первую очередь, обеспечение безопасности государства и граждан, а также повышение эффективности государственного управления, можно выделить развитие человеческого потенциала, экономики и социальной сферы. Кроме того, как указывается в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг., утвержденной указом президента РФ от 09.05.2017 № 203, свободному и устойчивому взаимодействию граждан и организаций с органами государственной власти и местного самоуправления должно способствовать развитие информационных технологий.

Важнейшей составляющей в создании систем мониторинга и управления в сферах общественной жизни, основанных на информационных и коммуникационных технологиях, является процессный подход, применение и реализация новых технологий в стратегических проектах сферы санитарно-эпидемиологического благополучия и здравоохранения.

Вопросы развития экономического потенциала страны на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, создание благоприятных условий функционирования организаций, ведущих к повышению качества жизни и трудовой деятельности граждан затрагивают многие национальные и федеральные проекты, входят в государственную программу Российской Федерации «Информационное общество», утвержденную постановлением правительства РФ от 15.04.2014 № 313.

Приоритеты государственной политики в сфере охраны здоровья граждан в соответствии с Планом деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации на период с 2016 по 2021 г., утв. министром здравоохранения 14 июня 2016 г., включают не только базовые приоритеты социально-экономического развития (формирование культуры здорового образа жизни, внедрение инновационных технологий в здравоохранение и образование, решение проблемы их кадрового обеспечения), но и демонополизацию экономики с развитой сетью конкурентных рынков. Большое значение имеет всеобщее внедрение государственно-частного партнерства, реформирование государственной системы здравоохранения, внесение изменений в функции органов, осуществляющих государственный контроль и надзор.

Для Цитирования:
Воронкова Светлана Владимировна, Развитие информационного взаимодействия как ключевой элемент государственного управления рисками и охраны здоровья. Санитарный врач. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: