По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Развитие финансирования ВМП в РФ

В рамках статьи осуществлено рассмотрение нормативно-правовых актов (НПА), регулирующих финансирование высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) на территории Российской Федерации. Также в статье рассматриваются ключевые проблемы финансирования организаций, предоставляющих ВМП. Выделяется три этапа развития финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи (с 1992 по 2014 г., с 2014 по 2016 г., с 2017 г.). На первом этапе (финансирование за счет бюджетов) появляются такие термины, как «дорогостоящая медицинская помощь» и «квота», а также начинается реализация проекта «Здоровье». На втором этапе — бюджетно-страховое, двухканальное финансирование медучреждений, предоставляющих высокотехнологичную медицинскую помощь, на третьем этапе реализуется одноканальное финансирование (за счет обязательного медицинского страхования). В каждом из периодов отмечаются наиболее важные нормативно-правовые акты. Рассматриваются примеры организации высокотехнологичной медицины за рубежном (в частности, в Соединенных Штатах Америки), выделяются преимущества ПМСМ, которая оказывает влияние на развитие ВМП.

Литература:

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2. Приказ Минздрава России от 02.10.1992 № 263 «О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации».

3. Приказ Минздрава России от 21.06.1993 № 146 «Об утверждении Перечня видов медицинской помощи, профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования различных контингентов населения Российской Федерации на 1993 год».

4. Приказ Министерства здравоохранения и  медицинской промышленности РФ от  19.04.1994 «О  порядке финансирования и расходования ассигнований, выделяемых из Федерального бюджета Российской Федерации на проведение дорогостоящих видов медицинской помощи и контроля за их использованием».

5. Указ президента РФ от 26.09.1992 № 1137 «О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации».

6. Приказ Минздрава России от 07.06.1999 № 220 «Об организации оказания высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения».

7. Приказ Минздрава России от 29.01.1998 № 30 «О мерах по упорядочению организации медицинской помощи населению Российской Федерации в клиниках федеральных учреждений здравоохранения».

8. Приказ Минздрава России и РАМН от 28.02.2000 № 70/14 «О повышении эффективности использования финансовых средств в учреждениях здравоохранения федерального значения»// Здравоохранение. — 2000. — № 8.

9. Постановление правительства РФ от 15.04.2014 № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (с изменениями и дополнениями)»// СЗ РФ. — 2014. — № 17. — Ст. 2057 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.

10. Приказ Минздравсоцразвития России от  29.03.2006 №  220 (ред. от  31.12.2006) «Об  оказании высокотехнологичных видов медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, Федеральному медико-биологическому агентству и Российской академии медицинских наук, во II–IV кварталах 2006 г. и I квартале 2007 г.» // Здравоохранение. — 2006. — № 8.

11. Приказ Минздрава России от 10.07.2000 № 252/50 «Об организации оказания высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения».

12. Постановление правительства РФ от 20.03.2006 № 139 «О строительстве федеральных центров высоких медицинских технологий».

13. Постановление правительства РФ от  26.12.2014 №  1559 «Об  утверждении Правил финансового обеспечения в 2015 году оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации в  федеральных государственных учреждениях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в федеральный бюджет» // СЗ РФ. — 2015. — № 2. — Ст. 484 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.

14. Постановление правительства РФ от 28.11.2014 № 1273 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru

15. Федеральный закон от 03.07.2016 № 286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2016. — № 27. — Ст. 4219.

16. Колесников С. И. Проблемы организации и финансирования высокотехнологичной медицинской помощи в 2017 году // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. — 2016. — Т. 1, — № 5 (111). — С. 77–83.

17. Постановление правительства РФ от  27.12.2014 №  1572 (ред. от  25.05.2016) «О  предоставлении в 2015 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходов, возникающих при  оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования» // СЗ РФ. — 2015. — № 3. — Ст. 582.

18. Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.privatmed.ru/article/37/238/2192/.

Высокотехнологичная медпомощь (ВМП) является частью специализированной медпомощи, которая включает в себя использование сложных и ресурсоемких методик лечение граждан с эффективностью, доказанной наукой. Исходя из определения высокотехнологичной медицинской помощи, становится понятно, что это направление подразумевает под собой большие денежные затраты. В связи с этим необходимо уделить особое внимание четкому расчету и рациональному использованию бюджетных средств.

Развитие финансового обеспечения предоставления высокотехнологичной медицинской помощи в послесоветское время можно условно разделить на три следующих этапа:

1. 1992–2014 гг. — финансирование осуществлялось за счет средств бюджетов разных уровней (только бюджет).

2. 2014–2016 гг. — финансирование производилось за счет средств бюджета, а также системы обязательного медицинского страхования (ОМС) (бюджет + ОМС).

3. С 2017 г. — финансирование высокотехнологичной медпомощи осуществляется системой обязательного медицинского страхования (одноканальное финансирование) (только ОМС).

Рассмотрим каждый из вышеперечисленных этапов подробнее.

В законодательстве Российской Федерации первое упоминание о высокотехнологичной медпомощи («дорогостоящая медицинская помощь») появилось в 1990-е гг. — вместе с введением системы ОМС (обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации). В соответствии с указом президента РФ от 26.09.1992 № 1137 «О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации» финансирование дорогостоящей медпомощи должно производиться из республиканского бюджета в соответствии с перечнем заболеваний, которые каждый год предоставляет Минздрав России. Также в 1992 г. вышел приказ Минздрава России, регламентирующий целевое финансирование такой медпомощи из денежных средств федерального бюджета.

Спустя год выносится приказ, содержащий утвержденный перечень видов медпомощи, относящейся к дорогостоящей, с указанием порядка их финансирования за счет средств республиканского бюджета. Также на органы, осуществляющие управление в сфере здравоохранения субъектов страны, была возложена обязанность по внесению изменений в перечень и порядок финансирования дорогостоящей медпомощи.

Для Цитирования:
Аксенова Ксения Васильевна, Развитие финансирования ВМП в РФ. Экономист лечебного учреждения. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: