В последние годы возрос интерес к сделкам на международном фармацевтическом рынке. Это можно объяснить:
• заинтересованностью представителей фармацевтических компаний в повышении эффективности внешнеэкономических операций в условиях ужесточения конкуренции на внешних рынках;
• заинтересованностью властей в обеспечении положительного воздействия внешнеэкономических операций на социальную и экономическую составляющие, а также в улучшении состояния здоровья граждан, которое является одной из ключевых задач государства;
• ожиданиями лиц, выступающих в роли потребителей (медицинских учреждений, аптечных сетей, аптек, пациентов), в поступлении новых, эффективных и сравнительно недорогих лекарственных препаратов. К сожалению, в настоящий момент не так много лекарств, которые бы подходили под соотношение цены и качества.
Именно поэтому вопрос, касающийся выявления тенденций внешнеэкономического развития фармацевтической отрасли Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки, является весьма актуальным. Фармацевтические отрасли РФ и США имеют ряд существенных различий, главными из которых являются масштаб экономики и позиция на мировом рынке. Россия лидирующие позиции не занимает, однако в ближайшее время представители отечественной отрасли планируют кардинально изменить ситуацию, повысив объем экспорта лекарственных препаратов до 1 млн долларов США в год.
В перечень ключевых целей любого государства (и Российская Федерация — не исключение) входит повышение конкурентоспособности национальной экономики, которое в первую очередь затрагивает экспортную деятельность.
Конкурентоспособный экспорт позволяет:
• повысить уровень занятости населения;
• увеличить уровень доходов;
• снизить издержки, расширить производства;
• обеспечить приток инвестиций и инновационное развитие.
Несмотря на то что многие специалисты оспаривают термин «экспортная конкурентоспособность», большинство принимают его и соглашаются с определением Кристиана Кетелса, замдиректора Института стратегии и конкурентоспособности Гарвардской школы бизнеса, который отметил, что под экспортной конкурентоспособностью требуется понимать способность к продаже товаров и услуг, произведенных на территории государства, на мировых рынках, либо способность их экспортировать.