Профессиональное образование в России сегодня претерпевает постоянные изменения. За последние годы была модернизирована система непрерывного профессионального образования, в частности, была разработана и внедрена система непрерывного профессионального образования медицинских и фармацевтических специалистов, были созданы и усовершенствованы многие профессиональные стандарты, которые в ближайшем будущем станут основным и обязательным документом, регламентирующим требования к специалистам, несколько раз менялась система аккредитации. Недавно Президентом РФ был подписан Указ «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», который утверждает реализацию пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования. Для нас как представителей активно развивающейся отрасли дополнительного профессионального образования происходящие изменения, с одной стороны, открывают новые горизонты развития, а с другой, требуют большой гибкости и адаптивности.
«Университет постдипломного профессионального образования» был создан за несколько месяцев до объявления пандемии и изначально ориентировался на мировые тренды дистанционного образования. Возможно, именно поэтому нам было легче оперативно перестраивать процесс обучения в условиях, продиктованных необходимостью удаленного формата взаимодействия. Влияние пандемии на образование оказалось значительным и, главное, долгосрочным. Это подтверждает доклад Innovative Pedagogy о трендах в образовании Института образовательных технологий в Открытом университете (Великобритания) 2022 года. Большинство трендов, указанных в докладе, закрепились именно из-за необходимости продолжать и развивать образовательный процесс на дому. Среди них мы бы отдельно выделили гибридный формат обучения (сочетание аудиторной и внеаудиторной форм работы), тенденция к микроквалификации обучения (узкопрофильность), обучение с привлечением социальных сетей и автономность (самостоятельная работа). Несмотря на то, что указанные тренды касаются образования в целом, они в полной мере реализуются и в дополнительном профессиональном образовании, влияя на его качество и продуктивность.