За последние годы отношения клиентов к банкам радикально изменились. В этой связи вопрос о конкретной банковской деятельности приобрел особую актуальность. В силу разных причин банковские функции выполняют не только банки. Например, потребительский кредит заемщик может получить как в банке, так и в торговой организации или на предприятии. Аналогичная ситуация сложилась с ценными бумагами (акциями, облигациями). Кредит в товарной форме предоставляют друг другу не только предприятия машиностроительного комплекса в виде коммерческого кредитования (как это предусмотрено банковскими инструкциями), но и министерства в порядке внутриведомственного или межведомственного перераспределения ресурсов (как товарных, так и денежных). Подобная практика явилась результатом не только недостатков в банковской деятельности, но и общего развития экономики.
Опыт США, Японии и развитых западноевропейских стран свидетельствует, что по мере развития рыночных отношений и самостоятельности банков в структуре их кредитных операций могут произойти определенные сдвиги, связанные с появлением новых объектов кредитования, новых приемов поддержания ликвидности банковской деятельности, что, в свою очередь, повлияет на организационную структуру коммерческих банков, а возможно, и банковской системы в целом.
Представляется актуальным усиление внимания к изучению основного звена складывающейся банковской системы России — коммерческих банков. Это позволит выяснить позитивные и негативные моменты функционирования не только универсальных банков, но и специализированных кредитных институтов, играющих важную роль в развитии кредитной системы. Во многих источниках, дошедших до нас, можно встретить данные о вавилонских банкирах, принимавших процентные вклады и выдававших ссуды под письменные обязательства и под залог различных ценностей. Историки отмечали, что в VIII в. до н. э. Вавилонский банк принимал вклады, платил по ним проценты, выдавал ссуды и даже выпускал банковские билеты. Выделялась деятельность банкирского дома Игиби, игравшего роль вавилонского «Ротшильда». Операции дома Игиби были весьма разнообразны: им производились на комиссионных началах покупки, продажи и платежи за счет клиентов, принимались денежные вклады, клиентам предоставлялся кредит, за что кредитор получал вместо процентов право на плоды урожая с полей должника, выдавались ссуды под расписку и под залог. Банкир также выступал в качестве поручителя по сделкам. Вавилонскому предку современных банкиров не чуждо было участие в товарищеских торговых предприятиях в качестве финансирующего вкладчика. По свидетельству историков, банки Древнего Вавилона предоставляли не только кредиты, но и покупали и продавали земельные участки, выполняли ряд других операций.