Евгения Анатольевна Карловская, и.о. ректора Белгородского государственного национального исследовательского университета:
— Одна из ключевых задач образовательной политики университета — формирование у студентов самых продвинутых компетенций. Мы обеспечиваем максимально возможные для этого условия. Тема искусственного интеллекта в гуманитарных исследованиях с преломлением в практику общего и высшего образования — наш новый приоритет развития педагогического образования в кооперации с Восточно-Китайским педагогическим университетом.
Технологии искусственного интеллекта эффективны для многих сфер деятельности в поиске, анализе и генерации информации, и, безусловно, их применение может содержательно повысить качество выпускной квалификационной работы. Но надо отдавать себе отчет, что это только инструмент, который не может и не должен заменить человеческую идентичность. А ВКР — работа, которая выполнена обучающимся, и она демонстрирует уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности. Потому подмена результатов деятельности выпускника, демонстрирующих уровень его подготовленности, результатами генерации искусственного интеллекта недопустима!
Запретить или разрешить использовать ИИ — это декларация. Студенты — народ прозорливый и могут найти множество способов применения данной технологии, явно или скрытно. Ведь искусственный интеллект — в некотором смысле высокотехнологичная шпаргалка, а шпаргалки были, есть и будут. В таких вопросах важнее воспитывать культуру применения технологий и понятным образом осуществлять контроль соблюдения принятого этикета.
Можно сформировать всевозможные регламенты, ограничения и проверочные процедуры допустимости применения ИИ, однако при выполнении любой работы на первом месте должна стоять честность — прежде всего перед самим собой. Мы стараемся формировать такую культуру и уверены, что она будет способствовать всестороннему развитию студента как личности и как профессионала своего дела.