По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 665.775.4; 625.06

Разработка универсального нанополимерного вяжущего для дорожных асфальтобетонов

Г. К. Корнейчук канд. хим. наук., доцент кафедры материаловедения и технологии материалов, Дальневосточный федеральный университет
Ю.А. Буценко генеральный директор, ООО НПО «Эмульбит», г. Владивосток

Представлен процесс разработки универсального высококачественного нанополимерного вяжущего для дорожных асфальтобетонов, по своим физикомеханическим характеристикам удовлетворяющего условиям эксплуатации во всех регионах России и, вполне вероятно, мира. Разработанное вяжущее также рекомендуется для получения высококачественных кровельных и изоляционных материалов и покрытий.

Литература:

1. ГОСТ 22245-90. Битумы нефтяные дорожные. Технические условия.

2. ГОСТ Р 52056-2003. Вяжущие полимерно-битумные на основе блок-сополимеров типа стиролбутадиен-стирол. Технические условия.

3. ГОСТ 9128-2013. Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия.

4. Корнейчук Г.К., Буценко Ю.А. Новое высококачественное вяжущее для асфальтобетонных дорожных покрытий с эффективным использованием резины шинных отходов // Вестник Инженерной школы Дальневост. федеральн. ун-та. – 2015. – № 4. – С. 23–28. – URL: https://www. dvfu.ru/vestnikis/archive-editions/4-25/3/5 (дата обращения: 14.12.2017).

5. Корнейчук Г.К., Буценко Ю.А. Новый асфальтобетон с нанополимерным вяжущим, полученным с использованием резины шинных отходов и ультразвуковых технологий // 8-я науч.-практ. конф. «Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы», Москва, 13 января 2013 // Chronos Journal. – 2017, январь. – С. 76–80. – URL: http://chronos-journal.ru/archive/new/Chronos_multi_ january_2017.pdf (дата обращения: 10.11.2016).

6. Корнейчук Г.К., Никифоров П.А., Пигильцин О.С., Буценко Ю.А. Деструкция резины под действием ультразвука // Южно-сибирский научный вестник. – 2015. – № 3. (11). – С. 41–51. – URL: http://s-sibsb.ru/issues-of- the-journal. html?sobi2Task=sobi2Details&catid=32&sobi2Id=297 (дата обращения: 12.12.2016).

7. Пат. 2489464 Российская Федерация: Способ приготовления резинобитумной композиции / Г.К. Корнейчук; заявл. 2012127266 от 29.06.2012, зарег. 10.07.2013.

8. Пат. 2550888 Российская Федерация: Способ приготовления резинобитумной композиции / Г.К. Корнейчук; заяв. 2012154148 от 13.12.2013, зарег.15.04.2015.

Шинные отходы – одни из самых вредных техногенных отходов. В России, как практически во всех странах мира, длительное время ведутся изыскания эффективных способов их утилизации. В этом плане перспективно использование резиновой крошки шинных отходов для производства дорожных асфальтобетонов, мировое производство которых достигает порядка нескольких миллионов тонн в год.

Впервые такую крошку использовали как модифицирующий наполнитель при производстве асфальтобетонных смесей. Этот способ назван «сухим», теоретически он позволил бы утилизировать большую часть шинных отходов. Однако он был отвергнут: при первых же его применениях проявились два существенных недостатка: качество асфальтобетона не повышалось, а при эксплуатации дороги выбивалась резиновая пыль, что чрезвычайно вредно для живых организмов. Создание полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) [2], обладающих более высокими (по сравнению с битумом [1]) физико-механическими показателями, позволило развить идею использования отходов шинной резины для модификации битума с целью создания резинобитумного вяжущего. Такой способ был назван «мокрым», так как это вяжущее вводилось в минеральную часть асфальтобетонной смеси так же, как и битум, – в традиционно жидком виде. Приготовление вяжущего заключалось в термической обработке смеси битума с резиновой крошкой. Предполагалось, что часть резины подвергнется деструкции и девулканизации непосредственно в битуме, а «освободившиеся» в результате этого молекулы каучука будут модифицировать битум.

На практике оказалось, что ощутимая деструкция и девулканизация шинной резины в битуме происходит лишь при температурах 300–400°С. Но при температурах выше 180°С происходит сильное испарение легких фракций битума, и резко ухудшаются его технологические характеристики (вязкость, пенетрация). Поэтому стали использовать определенные способы для повышения концентрации каучука в битуме. Например, в США для повышения степени деструкции и девулканизации шинной резины используют специальные химические добавки. В России дополнительно добавляют полимеры, например эпоксидные (УНИРЕМ). Предложен также способ получения концентрата с повышенным содержанием «свободного» каучука путем высокотемпературной обработки смеси битума с резиновой крошкой: для получения вяжущего туда добавляют «свежий» битум. Но во всех случаях по технологическим причинам не удалось использовать шинную резину в количестве более 15% (по массе).

Для Цитирования:
Г. К. Корнейчук, Ю.А. Буценко, Разработка универсального нанополимерного вяжущего для дорожных асфальтобетонов. Строительство: новые технологии - новое оборудование. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала