По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 665.775.4; 625.06

Разработка универсального нанополимерного вяжущего для дорожных асфальтобетонов

Г. К. Корнейчук канд. хим. наук., доцент кафедры материаловедения и технологии материалов, Дальневосточный федеральный университет
Ю.А. Буценко генеральный директор, ООО НПО «Эмульбит», г. Владивосток

Представлен процесс разработки универсального высококачественного нанополимерного вяжущего для дорожных асфальтобетонов, по своим физико-механическим характеристикам удовлетворяющего условиям эксплуатации во всех регионах России и, вполне вероятно, мира. Разработанное вяжущее также рекомендуется для получения высококачественных кровельных и изоляционных материалов и покрытий.

Литература:

1. ГОСТ 22245-90. Битумы нефтяные дорожные. Технические условия.

2. ГОСТ Р 52056-2003. Вяжущие полимерно-битумные на основе блок-сополимеров типа стиролбутадиен-стирол. Технические условия.

3. ГОСТ 9128-2013. Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия.

4. Корнейчук Г.К., Буценко Ю.А. Новое высококачественное вяжущее для асфальтобетонных дорожных покрытий с эффективным использованием резины шинных отходов // Вестник Инженерной школы Дальневост. федеральн. ун-та. – 2015. – № 4. – С. 23–28. – URL: https://www.dvfu.ru/vestnikis/archive-editions/4-25/3/5 (дата обращения: 14.12.2017).

5. Корнейчук Г.К., Буценко Ю.А. Новый асфальтобетон с нанополимерным вяжущим, полученным с использованием резины шинных отходов и ультразвуковых технологий // 8-я науч.-практ. конф. «Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы», Москва, 13 января 2013 // Chronos Journal. – 2017, январь. – С. 76–80. – URL: http://chronos-journal.ru/archive/new/Chronos_multi_ january_2017.pdf (дата обращения: 10.11.2016).

6. Корнейчук Г.К., Никифоров П.А., Пигильцин О.С., Буценко Ю.А. Деструкция резины под действием ультразвука // Южно-сибирский научный вестник. – 2015. – № 3. (11). – С. 41–51. – URL: http://s-sibsb.ru/issues-of- the-journal. html?sobi2Task=sobi2Details&catid=32&sobi2Id=297 (дата обращения: 12.12.2016).

7. Пат. 2489464 Российская Федерация: Способ приготовления резинобитумной композиции / Г.К. Корнейчук; заявл. 2012127266 от 29.06.2012, зарег. 10.07.2013.

8. Пат. 2550888 Российская Федерация: Способ приготовления резинобитумной композиции / Г.К. Корнейчук; заяв. 2012154148 от 13.12.2013, зарег.15.04.2015.

Шинные отходы – одни из самых вредных техногенных отходов. В России, как практически во всех странах мира, длительное время ведутся изыскания эффективных способов их утилизации. В этом плане перспективно использование резиновой крошки шинных отходов для производства дорожных асфальтобетонов, мировое производство которых достигает порядка нескольких миллионов тонн в год.

Впервые такую крошку использовали как модифицирующий наполнитель при производстве асфальтобетонных смесей. Этот способ назван «сухим», теоретически он позволил бы утилизировать большую часть шинных отходов. Однако он был отвергнут: при первых же его применениях проявились два существенных недостатка: качество асфальтобетона не повышалось, а при эксплуатации дороги выбивалась резиновая пыль, что чрезвычайно вредно для живых организмов. Создание полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) [2], обладающих более высокими (по сравнению с битумом [1]) физико-механическими показателями, позволило развить идею использования отходов шинной резины для модификации битума с целью создания резинобитумного вяжущего. Такой способ был назван «мокрым», так как это вяжущее вводилось в минеральную часть асфальтобетонной смеси так же, как и битум, – в традиционно жидком виде. Приготовление вяжущего заключалось в термической обработке смеси битума с резиновой крошкой. Предполагалось, что часть резины подвергнется деструкции и девулканизации непосредственно в битуме, а «освободившиеся» в результате этого молекулы каучука будут модифицировать битум.

На практике оказалось, что ощутимая деструкция и девулканизация шинной резины в битуме происходит лишь при температурах 300–400°С. Но при температурах выше 180°С происходит сильное испарение легких фракций битума, и резко ухудшаются его технологические характеристики (вязкость, пенетрация). Поэтому стали использовать определенные способы для повышения концентрации каучука в битуме. Например, в США для повышения степени деструкции и девулканизации шинной резины используют специальные химические добавки. В России дополнительно добавляют полимеры, например эпоксидные (УНИРЕМ). Предложен также способ получения концентрата с повышенным содержанием «свободного» каучука путем высокотемпературной обработки смеси битума с резиновой крошкой: для получения вяжущего туда добавляют «свежий» битум. Но во всех случаях по технологическим причинам не удалось использовать шинную резину в количестве более 15% (по массе).

Для Цитирования:
Г. К. Корнейчук, Ю.А. Буценко, Разработка универсального нанополимерного вяжущего для дорожных асфальтобетонов. Строительство: новые технологии - новое оборудование. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала