По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004 DOI:10.33920/sel-10-2308-06

Разработка технологий виртуальной реальности для обучения по обслуживанию трактора «Беларус 1523»

Гончаров Р. Д. канд. техн. наук, мл. науч. сотр., Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии им. Н. И. Вавилова, г. Саратов, РФ
Жданов Д. А. магистрант 2-го курса, Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии им. Н. И. Вавилова, г. Саратов, РФ

Современные информационные технологии предоставляют широкие возможности для повышения эффективности обучения и практического применения знаний в различных сферах деятельности. Одной из таких сфер является техническое обслуживание и ремонт сложной сельскохозяйственной техники, которая требует высокой квалификации и профессионализма от специалистов. В статье рассматривается пример внедрения новых информационных технологий в процесс обучения своевременным аспектам технического обслуживания и качественного ремонта трактора «Беларус 1523», который является одним из самых распространенных и востребованных в сельском хозяйстве. Авторы статьи предлагают новый подход к системе технического обслуживания техники, заключающийся в использовании виртуальной реальности, позволяющей оптимизировать процесс обучения и существенно сократить расходы. Виртуальная реальность дает возможность создавать реалистичные симуляции различных ситуаций, связанных с эксплуатацией и ремонтом техники, а также обеспечивает интерактивность и обратную связь для обучающихся. Такой подход способствует повышению мотивации, интереса и удовлетворенности от обучения, а также формированию необходимых навыков и компетенций для успешной работы с сельскохозяйственной техникой. Статья содержит подробное описание методики разработки и использования виртуальной реальности для обучения техническому обслуживанию и ремонту трактора «Беларус 1523», а также приводит результаты экспериментального тестирования эффективности такого подхода. Статья представляет интерес для специалистов в области информационных технологий, образования и сельского хозяйства.

Литература:

1. Виртуальная реальность в образовании // HSBI.HSE.RU: интернетизд. — 2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://hsbi.hse.ru/articles/virtualnaya-realnost-v-obrazovanii/ ?ysclid=ll54v4rhfo546268657.

2. Технологии AR и VR в образовании // HABR.COM: электрон. журн. 2019 [Электронный ресурс]. — URL: https://habr.com/ru/companies/vk/ articles/435996/.

3. Увлекательная реальность // FUNREALITY.RU: электрон. журн. — 2023 [Электронный ресурс]. — URL: https://funreality.ru/portfolio/ virtualnyy-trenazher/.

4. Belarus. Руководство по эксплуатации. — 2020 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.belarus-tractor. com/service/operation-manual/.

5. Техническое обслуживание. — 2019 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.newtechagro.ru/inform2/ tehnicheskoe_obslujivanie_i_obshie_ trebovaniya_tehniki/tehnicheskoe_ obslujivanie.html?ysclid=ll6p2h7m pe998073424.

6. Планирование технического обслуживания и ремонта машин. — 2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://studbooks.net/1021874/ agropromyshlennost/planirovanie_ tehnicheskogo_obsluzhivaniya_ remonta_mashin?ysclid=ll6p5uv ld8273445180.

7. Виртуальная реальность. — 2019 [Электронный ресурс]. — URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Виртуальная_реальность.

8. Трактор МТЗ-1523: конструкция, характеристики, особенности эксплуатации. — 2019 [Электронный ресурс]. — URL: https://traktorwork.ru/obzory/mtz1523.html#:~:text=%D0% 9C%D0%BE%D1%89%D0%BD%D0% BE%

9. Уваров А. Ю. Технологии виртуальной реальности в образовании // Наука и школа. — 2018. — № 4 [Электронный ресурс]. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tehnologiivirtualnoy-realnosti-v-obrazovanii.

10. Изучение преимуществ и недостатков обучения виртуальной реальности. — 2020 [Электронный ресурс]. — URL: https://vr-app.ru/blog/ izucenie-preimushhestv-i-nedostatkovobuceniia-virtualnoi-realnosti/?ysclid=ll 6ov0fyda770091010.

11. Ерохин М. Н. Интеллектуальная система диагностирования параметров технического состояния сельскохозяйственной техники / М. Н. Ерохин, А. С. Дорохов, Ю. В. Катаев // Агроинженерия. — 2021. — № 2 (102). — С. 45–50.

12. Повышение уровня технического обслуживания энергонасыщенной техники / Ю. В. Катаев, М. Н. Костомахин, Н. А. Петрищев и др. // Техника и оборудование для села. — 2022. — № 4 (298). — С. 27–31.

13. Новая стратегия технического обслуживания и ремонта машин / В. И. Черноиванов, В. А. Денисов, Ю. В. Катаев, А. А. Соломашкин // Техника и оборудование для села. — 2021. — № 9 (291). — С. 33–36.

Внедрение современных информационных технологий для проведения своевременного технического обслуживания и качественного ремонта сегодня является актуальной задачей, в рамках решения которой предполагается значительная оптимизация образовательного процесса. Виртуальная реальность [1] (VR) предоставляет уникальную возможность погрузиться в симулированную среду и взаимодействовать с объектами и ситуациями, которые могут быть сложно или опасно воссоздать в реальной жизни.

Одной из главных проблем при обучении по обслуживанию и ремонту сложной техники является доступ к оборудованию. Не всегда у студентов есть возможность работать на реальной технике, что приводит к ограниченности практического опыта и знаний. Виртуальная реальность позволяет создать точную модель сложной техники и ее компонентов, которую студенты могут исследовать и обучаться без необходимости физического присутствия на месте.

Технологии виртуальной реальности также предоставляют возможность создания интерактивных симуляций различных ситуаций, с которыми студенты могут столкнуться при обслуживании сложной техники [2]. Они могут практиковаться в различных задачах, таких как проверка и замена деталей, настройка систем, диагностика и устранение неисправностей и мн. др. Это помогает им развить навыки и уверенность в своих способностях.

Кроме того, использование технологий виртуальной реальности позволяет значительно сократить затраты на обучение. Вместо того чтобы покупать и поддерживать реальную технику для обучения, можно создать виртуальные модели, которые будут доступны всем студентам. Это снижает затраты на оборудование и организацию образовательного процесса, что также увеличивает доступность обучения.

Цель работы заключается в разработке нового приложения для проведения технического обслуживания и сервисного ремонта трактора «Беларус 1523» с интерактивной визуализацией средствами виртуальной реальности.

Технический сервис играет важнейшую роль в гарантийном и послегарантийном обслуживании сельскохозяйственной техники. Специалисты сервисных отделов занимаются предпродажной подготовкой техники, техническим обслуживанием, восстановлением и ремонтом неисправной техники, а также в любое время должны быть готовы выехать к заказчику для выполнения как регламентных, так и экстренных (аварийных) ремонтов техники с возможностью проведения сервисных работ в полевых условиях, используя для этого специалистов мобильного сервиса. Современные дилерские центры требуют от сотрудников умения обслуживать и ремонтировать сельскохозяйственную технику. Образовательные учреждения не могут предоставить всю необходимую сельскохозяйственную технику для обучения студентов.

Для Цитирования:
Гончаров Р. Д., Жданов Д. А., Разработка технологий виртуальной реальности для обучения по обслуживанию трактора «Беларус 1523». Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2023;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: