Для обеспечения населения промышленных центров страны свежими плодами и овощами возникает необходимость их транспортирования на дальние расстояния (до 4 тыс. км). Однако существующие технологии в недостаточной степени обеспечивают сохранение качества продукции на длительный срок.
Наиболее существенными недостатками применяемых в настоящее время технологий являются:
– отсутствие возможности для создания и поддержания необходимого состава газовой среды, являющегося, наряду с температурой и влажностью, важнейшим параметром, определяющим оптимальный режим перевозки;
– некоторые тропические плоды и фрукты, косточковые плоды, летние сорта яблок и груш, ягоды, огурцы, томаты и т. п. при обычном холодильном режиме имеют ограниченный период хранения и транспортировки (от нескольких дней до недель). Предельный срок доставки таких грузов сопоставим зачастую со временем загрузки, транспортировки и реализации;
– пониженные температуры у некоторых плодов ведут к нарушению протекания биологических процессов, развитию физиологических заболеваний и повреждений.
Вышеперечисленные причины нацеливают на поиск новых прогрессивных способов сохранения качества плодов и овощей при использовании железнодорожного транспорта, разработки технического оснащения и технологии таких перевозок.
Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) совместно с ВНИИС им. Мичурина И. В. разрабатывает технологию перевозок скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом с использованием ингибитора биосинтеза этилена.
Избыточное накопление этилена является основной причиной снижения качества и развития многих заболеваний плодов и овощей при хранении и перевозке [5]. Отечественное ноу-хау – ингибитор этилена препарат Фитомаг на основе 1-метилциклопропена (1-МЦП) – является уникальной совместной разработкой Всероссийского научно-исследовательского института садоводства им. Мичурина И. В. (руководитель – академик РАСХН Гудковский В. А.) и Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева (руководитель – проф. Швец В. Ф.).