Россия — федеративное и многонациональное государство. Важность проблемы стабильности политического и повышения эффективности социально-экономического развития ее регионов в самое последнее время приобретает первостепенное значение в условиях реформирования государства, его политической системы, административной реформы (реформы государственного и муниципального управления), государственного устройства страны и т. д. Сказанное фактически составляет сущность и содержание эффективной региональной политики на современном этапе развития российского государства. А ее разработка и реализация продолжает оставаться одной из стратегических целей в Российской Федерации.
Российские регионы значительно отличаются по динамике основных социально-экономических показателей. В качестве основных факторов, объясняющих данную разницу и используемых в моделях, обычно выделяют наличие природных ресурсов, структуру экономики, экономико-географическое положение, основные фонды, имеющиеся трудовые ресурсы и некоторые другие, которые не меняются с течением времени. В то же время социально-экономическое положение регионов зависит и от федеральной и региональной экономической политики, от формирования и качества властных структур1
Основным инструментом диагностики, учета и контроля состояния и динамики социально-экономического развития регионов был и остается на сегодняшний день мониторинг.
Ряд ведущих ученых Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова В. И. Гришина, Е. В. Заровой, А. В. Шишкина, подчеркивают в этой связи, что важной компонентной задачей построения вертикальной и горизонтальной систем стратегического планирования в Российской Федерации, основанной на принципах долгосрочного и среднесрочного программно-целевого управления, является создание систем мониторинга и независимой экспертной оценки социально-экономической ситуации в административно-территориальных образованиях2.