Колесные пароходы, активное строительство которых велось в начале XIX века, были постепенно вытеснены судами с винтовыми движителями. Этому способствовали различные факторы, наиболее значимыми из которых следует считать значительный вес и размеры гребных колес, и более высокий, особенно на открытой воде и во время сильного волнения, КПД винтов. Но времена меняются. В настоящее время появились новые материалы и технологии, способные вдохнуть новую жизнь в конструкции, которые многие привыкли считать анахронизмом.
Несмотря на ряд преимуществ гребного винта, у этого устройства есть определенные недостатки. Он легко повреждается при контакте с дном, а значит, его применение на водоемах с малыми глубинами затруднено. Между тем на территории нашей страны есть много рек и озер, в акваториях которых невозможно эксплуатировать суда с большой осадкой. Некоторые водоемы, ранее свободные для судоходства, обмелели в результате человеческой деятельности: строительства шлюзов и плотин различного назначения.
Специалистами в сферах кораблестроения и гидродинамики было выдвинуто предположение, что в таких условиях целесообразно использовать гребные колеса, не требующие значительного заглубления и устойчивые к механическим повреждениям. Тем более, что эффективность таких движителей можно было повысить, как уже говорилось выше, за счет использования новых технологий и материалов.
Выполненные расчеты подтвердили эту гипотезу. Для подтверждения выдвинутых предположений на практике требовалось построить небольшое колесное судно, к которому предъявлялись следующие требования:
♦ Осадка — не более 1м.
♦ Высокая маневренность.
♦ Устойчивость погруженных конструкций к механическим повреждениям.
♦ Способность передвигаться по рекам и озерам в условиях волнения до четырех баллов.
♦ Возможность перевозки 1т груза или 10‑ти пассажиров со скоростью не менее 10 узлов.
Эта задача была доверена небольшому конструкторскому коллективу.
Для того чтобы при малой осадке обеспечить нормальную остойчивость в условиях волнения, разработчики приняли решения спроектировать судно понтонного типа. Подобная компоновка давала возможность: