По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.122

Разработка проекта судна с колесным движителем, предназначенного для эксплуатации на реках и озерах

Филиппов Игорь инженер-конструктор

Автор рассматривает принцип проектирования судна с колесным движителем в соответствии с поставленным техническим заданием. Описаны этапы выполнения работ, трудности, с которыми столкнулся конструкторский и производственный отделы организации.

Колесные пароходы, активное строительство которых велось в начале XIX века, были постепенно вытеснены судами с винтовыми движителями. Этому способствовали различные факторы, наиболее значимыми из которых следует считать значительный вес и размеры гребных колес, и более высокий, особенно на открытой воде и во время сильного волнения, КПД винтов. Но времена меняются. В настоящее время появились новые материалы и технологии, способные вдохнуть новую жизнь в конструкции, которые многие привыкли считать анахронизмом.

Несмотря на ряд преимуществ гребного винта, у этого устройства есть определенные недостатки. Он легко повреждается при контакте с дном, а значит, его применение на водоемах с малыми глубинами затруднено. Между тем на территории нашей страны есть много рек и озер, в акваториях которых невозможно эксплуатировать суда с большой осадкой. Некоторые водоемы, ранее свободные для судоходства, обмелели в результате человеческой деятельности: строительства шлюзов и плотин различного назначения.

Специалистами в сферах кораблестроения и гидродинамики было выдвинуто предположение, что в таких условиях целесообразно использовать гребные колеса, не требующие значительного заглубления и устойчивые к механическим повреждениям. Тем более, что эффективность таких движителей можно было повысить, как уже говорилось выше, за счет использования новых технологий и материалов.

Выполненные расчеты подтвердили эту гипотезу. Для подтверждения выдвинутых предположений на практике требовалось построить небольшое колесное судно, к которому предъявлялись следующие требования:

♦ Осадка — не более 1м.

♦ Высокая маневренность.

♦ Устойчивость погруженных конструкций к механическим повреждениям.

♦ Способность передвигаться по рекам и озерам в условиях волнения до четырех баллов.

♦ Возможность перевозки 1т груза или 10‑ти пассажиров со скоростью не менее 10 узлов.

Эта задача была доверена небольшому конструкторскому коллективу.

Для того чтобы при малой осадке обеспечить нормальную остойчивость в условиях волнения, разработчики приняли решения спроектировать судно понтонного типа. Подобная компоновка давала возможность:

Для Цитирования:
Филиппов Игорь, Разработка проекта судна с колесным движителем, предназначенного для эксплуатации на реках и озерах. Конструкторское Бюро. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: