По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 691.88

Разработка прибора измерения геометрических параметров рельсов

Бажукова Е.А. студентка, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск
Плетнев А. О. инженер-проектировщик, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск
Чурсин Ю.А. канд. техн. наук, доцент кафедры автоматики и электроники физических установок, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск

О разработке промышленного образца переносного рельсового профилометра, предназначенного для использования в сфере обслуживания железнодорожных путей и позволяющего дополнить или заменить существующие методы измерения износа рельса.

Литература:

1. Шахунянц Г. М. Железнодорожный путь: учеб. для вузов железнодорожного транспорта. — М.: Транспорт, 1969. — 536 с.

2. Нагорная Ж. А. Текущее содержание железнодорожного пути: учеб. иллюстр. пособие — М.: УМЦ МПС России, 2006. — 62 с.

3. ПШВ штангенциркуль путевой [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.xn--80aggyh2a5bzb. xn--p1ai/catalog/prisposobleniyazheleznyh-dorog/skoby/pshv.htm.

4. Р75; Р65; Р50 скоба для измерения износа головки рельса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.xn--80aggyh2a5bzb.xn-p1ai/catalog/prisposobleniyazheleznyhdorog/skoby/r75-r65-r50.htm.

5. Переносной рельсовый профилометр [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://riftek.com/ru/ products/~show/equipment/railwaydevices/railprofile-measurementgauge-prp

В настоящее время большое количество грузоперевозок и пассажироперевозок приходится на железнодорожный транспорт. Общая протяженность железнодорожных путей составляет более 121 тыс. км, в процессе эксплуатации которых происходит их износ. При износе рельса уменьшается площадь соприкосновения колеса с рельсом, вследствие чего повышаются экономические затраты на топливо, а более серьезный износ может привести к аварии [1]. Для контроля за степенью износа применяют шаблоны, путевые штангенциркули и скобы [2], а также различного вида профилометры, в том числе оптические.

Применение оптических профилометров позволяет значительно повысить точность производимых измерений и позволяет производить автоматическую обработку данных. Учитывая тот факт, что в России оптических рельсовых профилометров не производится, было решено разработать промышленный образец переносного рельсового профилометра. В качестве интерфейса передачи данных в разрабатываемом устройстве выбран Wi-Fi, что позволяет использовать в качестве устройства верхнего уровня планшет с предустановленным ПО. Разработанный переносной рельсовый профилометр предназначен для использования в сфере обслуживания железнодорожных путей и позволит дополнить или заменить существующие методы измерения износа.

Возможность сохранения и передачи результатов для дальнейшей обработки профиля позволит создать базу измерений, которая даст возможность планировать в дальнейшем работы по содержанию пути.

Проводя анализ контактных методов измерения износа рельса и бесконтактные методы регистрации профиля рельса, было выявлено, что контактные методы определения износа значительно уступают бесконтактным в точности и эргономичности. Исходя из этого, было решено производить сравнение только для бесконтактных приборов измерения [3–5]. Для удобства сравнения бесконтактных устройств, представленных в обзоре, их основные характеристики были сведены в табл. 1, в которой также описаны проектные характеристики разрабатываемого устройства.

Для Цитирования:
Бажукова Е.А., Плетнев А. О., Чурсин Ю.А., Разработка прибора измерения геометрических параметров рельсов. Современные методы технической диагностики и неразрушающего контроля деталей и узлов. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала