Большинство исследователей эффективности деятельнос ти различных субъектов сходятся во мнении о необходимости определения критериев ее оценки. В соответствии с анализом множества подходов к этой проблеме эффективность принято рассматривать с точки зрения оценочной категории, характеризующей отношения результата к ресурсам, которые были затрачены на его получение.
Следует отметить, что различные подходы к рассмотрению эффективности находят свое отражение в различных аспектах ее оценки. Так, например, рассмотрение эффективности деятельности государственных органов возможно с позиции субъектного подхода, который можно описать следующими словами: субъект управления осуществляет управление объектом управления посредством применения управляющего воздействия.
Эффективность работы таможенного органа проявляется в достижении определенных показателей. В широком смысле показатели эффективности — это количественный или описательный индикатор, то есть индикатор, который включает в себя двойную характеристику как результата деятельности, так и успешности достижения поставленных целей [10, 33].
Проводя анализ структуры Приказа ФТС России от 2 декабря 2016 г. № 2270 «О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2017 год», необходимо отметить следующее: контрольные и аналитические показатели эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, утратили силу. В целях внедрения комплексной системы оценки результативности и эффективности деятельности территориальных таможенных органов в соответствии с Методическими рекомендациями по оптимизации структуры, штатной численности и финансирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, по определению и мониторингу достижения показателей результативности и эффективности их деятельности разработана система новых показателей (рис. 1).