По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Разработка предложений по улучшению показателей эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации

Чупина Ж. С. канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры таможенного дела, Российский университет дружбы народов 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6 E-mail: lemesheva.87@bk.ru
Данилюк А. А. Российский университет дружбы народов E-mail: daniluk7777@yandex.ru

На сегодняшний день система таможенных органов Российской Федерации претерпевает существенные преобразования в различных сферах. Цель этих преобразований — повышение эффективности и качества механизма регулирования внешнеэкономической деятельности. Изменение и совершенствование системы управления таможенными органами невозможно без анализа эффективности их деятельности, что поднимает актуальность вопросов сущности и методов (подходов) оценки эффективности деятельности таможенных органов, рассматриваемых в статье.

Литература:

1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.2012 № 994 «Об утверждении положения о системе показателей работы таможенных органов Рос сийской Федерации, порядке и методике их мониторинга» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Приказ ФТС России от 24.02.2016 № 345 «О показателях результативности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России на 2016 год» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Приказ ФТС России от 19.01.2017 № 86 «Об утверждении Порядка действий по разработке показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности, индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и оценке деятельности таможенных органов» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Приказ ФТС России от 28.12.2017 № 2121 «Об утверждении методик расчета показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности и индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России».

7. Приказ ФТС России от 26.12.2018 № 2131 «Об утверждении методик расчета показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности и индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России».

8. Приказ ФТС России от 27.12.2019 № 1979 «Об утверждении методик расчета показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности, индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России».

9. Лемешева Ж. С. Основы планирования показателей эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации: монография. — М.; Магнитогорск: Магнитогорский дом печати, 2019. — 104 с.

10. Панишко Е. П. Системный подход к оценке эффективности деятельности таможенных органов // Ученые записки СПб им. В. Б. Бобкова филиала РТА. — 2018. — № 1 (65). — С. 33–36.

11. Кеменова А. А., Кнышов А. В. Анализ изменений системы показателей эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации, произошедших за 2016–2017 гг. // Экономические науки. — 2017. — № 10. — С. 116–121.

12. Кнышов А. В. Совершенствование системы показателей оценки деятельности таможенных органов, особенности ее разработки и применения: монография. — М.: РИО Российской таможенной академии, 2016. — 164 с.

13. Колодина О. Н. Оценка эффективности деятельности как основа управления таможенными органами // Экономические науки. — 2018. — № 13. — С. 63–68.

Большинство исследователей эффективности деятельнос ти различных субъектов сходятся во мнении о необходимости определения критериев ее оценки. В соответствии с анализом множества подходов к этой проблеме эффективность принято рассматривать с точки зрения оценочной категории, характеризующей отношения результата к ресурсам, которые были затрачены на его получение.

Следует отметить, что различные подходы к рассмотрению эффективности находят свое отражение в различных аспектах ее оценки. Так, например, рассмотрение эффективности деятельности государственных органов возможно с позиции субъектного подхода, который можно описать следующими словами: субъект управления осуществляет управление объектом управления посредством применения управляющего воздействия.

Эффективность работы таможенного органа проявляется в достижении определенных показателей. В широком смысле показатели эффективности — это количественный или описательный индикатор, то есть индикатор, который включает в себя двойную характеристику как результата деятельности, так и успешности достижения поставленных целей [10, 33].

Проводя анализ структуры Приказа ФТС России от 2 декабря 2016 г. № 2270 «О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2017 год», необходимо отметить следующее: контрольные и аналитические показатели эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, утратили силу. В целях внедрения комплексной системы оценки результативности и эффективности деятельности территориальных таможенных органов в соответствии с Методическими рекомендациями по оптимизации структуры, штатной численности и финансирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, по определению и мониторингу достижения показателей результативности и эффективности их деятельности разработана система новых показателей (рис. 1).

Для Цитирования:
Чупина Ж. С., Данилюк А. А., Разработка предложений по улучшению показателей эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации . Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: