Сельское хозяйство является драйвером российской рыночной экономики, направлено на обеспечение продовольственной безопасности регионов, их устойчивое развитие. Однако на современном этапе развития земельных отношений происходит ежегодное уменьшение площадей земель сельскохозяйственного назначения (далее — ЗСХН) (в 2016–2020 гг. площадь сократилась на 2065,3 тыс. га), что свидетельствует об их нерациональном использовании, противоречит намеченному государственному курсу, направленному на импортозамещение.
Земельные отношения в настоящее время не содержат стимулов для рационального использования ЗСХН, которое является одной из составляющих их теоретического содержания, заложенным еще в советское время в ст. 1 Закона РСФСР «О земельной реформе» (1990 г.). Такое положение обусловлено разрушением существовавших ранее механизмов землеустройства и кадастра, ликвидацией институтов землеустройства (Гипроземов), неэффективностью государственного управления и контроля, пробелами в законодательстве и др.
Современное российское законодательство не содержит определения «рациональное использование земель». В Земельном кодексе РФ от 25.10.2001 № 136‑ФЗ ст. 12 содержится упоминание о рациональном использовании земель, которое является одной из целей охраны земель. Однако понятие «рациональное использование земель» законодательно также не закрепляется, государство оперирует лишь термином «нерациональное использование», что, на наш взгляд, существенно влияет на сложившуюся ситуацию, связанную с уменьшением ЗСХН, развитием на них процессов деградации. Отсутствие законодательно закрепленного понятийного аппарата, а также показателей рационального использования ЗСХН приводит к возникновению трудностей в понимании того, как должны использоваться земли, чтобы такое использование являлось рациональным. Так, статья 279 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51‑ФЗ посвящена изъятию земельных участков, которые используются нерационально.
В связи с несовершенством нормативно-правовой базы, которая не закрепляет однозначное определение «рациональное использование земель», в профессиональном научном сообществе данный термин трактуется по‑разному (рис. 1) [4, 5, 8, 9].