По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 32

Разработка модели информационной сферы участника политического процесса

Вячеслав Валерианович Варганов канд. социол. наук ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Россия, 305040, Курск, ул. 50 лет Октября, 94, e-mail: npcvvv@yandex.ru.

Для эффективной защиты участника политического процесса от деструктивного информационного воздействия необходимо знать уязвимые места в его информационной сфере. Но сначала необходимо уточнить понятие «информационная сфера» и разработать ее модель. Решению этих задач и посвящена настоящая статья.

Литература:

1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр1895) (утратила силу) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/182535/#ixzz5eZB6y54o (дата обращения: 20.03.2020).

2. Указ Президента РФ от 05.12.2016 №646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208191/(дата обращения: 20.03.2020).

3. Устинович Е.С. Современные теории государственного управления: основные концепции и их характеристики/Е.С. Устинович, Т.П. Новикова // Государственная власть и местное самоуправление. — 2011. — №9. — С. 16‑23.

4. Устинович Е.С. Источники, методы и средства информационной деятельности органов государственной власти Российской Федерации [Текст]/Е.С. Устинович //Информационное право. — №3 (10). — 2007. — С. 12‑16.

5. Устинович Е.С. Государственные информационные услуги [Текст]/Е.С. Устинович //Государство и право. — 2008. — №10. — С. 86‑88.

6. Устинович Е.С. Информационная деятельность федеральных органов исполнительной власти как специальный объект правового регулирования [Текст]/Е.С. Устинович //Юридический мир. — 2009. — №4 (148).

7. Устинович Е.С. Информационная деятельность как функция федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации [Текст]/Е.С. Устинович // Российская юстиция. — 2010. — №4 (апрель 2010 г.). — С. 7‑11.

8. Устинович Е.С. Вопросы методологии информационной деятельности в государственном управлении [Текст]/Е.С. Устинович // Информационное право. — 2010. — №3. — С. 3‑5.

9. Устинович Е.С. «Электронное взаимодействие» граждан и власти (политико-правовой обзор) // Государственная власть и местное самоуправление. — 2018. — №3.

10. Холдоров О.Н. Соотношение категорий «актор» и «субъект», «участник, «агент» в политической теории // Вестник Поволжского института управления. — 2016. — №4. — С. 128‑133.

Для выявления уязвимых, с точки зрения деструктивного информационного воздействия на участников политического процесса, мест необходимо разработать модели их информационных сфер. Но для начала разберемся с самим понятием «информационная сфера».

В соответствии с «Доктриной информационной безопасности Российской Федерации», утвержденной президентом РФ 09.09.2000 г. № Пр-1895 (далее — Доктрина ИБ-2000) [1, с. 1], под «информационной сферой» понимается «совокупность информации, информационной структуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений».

В соответствии с «Доктриной информационной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом президента Российской Федерации от 5 декабря №646 (далее — Доктрина ИБ-2016) [2, с. 1], «под информационной сферой понимается совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет), сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений».

Сравнительный анализ этих определений показывает, что они не являются идентичными. Более того, определение понятия «информационная сфера» в Доктрине ИБ-2016, включая в себя отдельные положения предыдущей трактовки, расширено за счет перечисления широко используемых в последнее время конкретных систем и средств передачи, хранения и распространения информации типа сеть Интернет. Все остальные системы и средства (телевидение, радио, периодическая печать и т. д.), вероятно, упомянуты под собирательным термином «информационные системы». С точки зрения любого участника политического процесса, все эти системы являются инструментами доставки (распространения, хранения) информации к ним и от них. Без них, и это вполне очевидно, обмен информацией невозможен. А вот «совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений» (видимо, это — законодательство, регулирующее отношения политических акторов в информационной сфере) — это всего лишь правовое обеспечение этой сферы. Ведь было время, и это очевидно, когда этого законодательства не было, а информационная сфера была. В связи с этим включать «совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений» непосредственно в информационную сферу — неправомерно. Очевидность этого утверждения можно проиллюстрировать следующим примером. На международной арене информационную сферу не регулируют никакие правовые акты. А информационные сферы участников политических процессов, которые действуют на мировой арене, существуют и активно ими используются. Правовые акты создаются внутри государств для регулирования деятельности участников политических процессов в информационной сфере.

Для Цитирования:
Вячеслав Валерианович Варганов, Разработка модели информационной сферы участника политического процесса. Социальная политика и социальное партнерство. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: