Для выявления уязвимых, с точки зрения деструктивного информационного воздействия на участников политического процесса, мест необходимо разработать модели их информационных сфер. Но для начала разберемся с самим понятием «информационная сфера».
В соответствии с «Доктриной информационной безопасности Российской Федерации», утвержденной президентом РФ 09.09.2000 г. № Пр-1895 (далее — Доктрина ИБ-2000) [1, с. 1], под «информационной сферой» понимается «совокупность информации, информационной структуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений».
В соответствии с «Доктриной информационной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом президента Российской Федерации от 5 декабря №646 (далее — Доктрина ИБ-2016) [2, с. 1], «под информационной сферой понимается совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет), сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений».
Сравнительный анализ этих определений показывает, что они не являются идентичными. Более того, определение понятия «информационная сфера» в Доктрине ИБ-2016, включая в себя отдельные положения предыдущей трактовки, расширено за счет перечисления широко используемых в последнее время конкретных систем и средств передачи, хранения и распространения информации типа сеть Интернет. Все остальные системы и средства (телевидение, радио, периодическая печать и т. д.), вероятно, упомянуты под собирательным термином «информационные системы». С точки зрения любого участника политического процесса, все эти системы являются инструментами доставки (распространения, хранения) информации к ним и от них. Без них, и это вполне очевидно, обмен информацией невозможен. А вот «совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений» (видимо, это — законодательство, регулирующее отношения политических акторов в информационной сфере) — это всего лишь правовое обеспечение этой сферы. Ведь было время, и это очевидно, когда этого законодательства не было, а информационная сфера была. В связи с этим включать «совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений» непосредственно в информационную сферу — неправомерно. Очевидность этого утверждения можно проиллюстрировать следующим примером. На международной арене информационную сферу не регулируют никакие правовые акты. А информационные сферы участников политических процессов, которые действуют на мировой арене, существуют и активно ими используются. Правовые акты создаются внутри государств для регулирования деятельности участников политических процессов в информационной сфере.