По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 532.536

Разработка мини-лабораторий «Капелька-1, 2, 3» для учебного эксперимента по гидравлике

Слабожанин Г.Д. канд. техн. наук, доцент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, г. Томск

В статье описаны технические и художественно-конструкторские решения, позволившие создать три мини-лаборатории для изучения гидравлики. Они уже широко используются в учебных заведениях России и за рубежом.

Литература:

1. Патент РФ № 1742655, МКП G01L 7/18.

2. Патент РФ № 1721326, МКП F15B 19/00.

3. Свидетельство на полезную модель № 27172, МКП F15B 19/00.

4. Вильнер Я.М., Вопнярский И.П., Кузменков В.И. и др. Лабораторный практикум по гидравлике, гидромашинам и гидроприводу: Учебное пособие для вузов. – Минск: Высшая школа, 1980. – 224 с.

5. Яковлев Н.А. Методические указания к лабораторным работам по общему курсу гидравлики. – Л.: Изд-во ЛПИ, 1979. – 30 с.

Введение. В инженерном образовании при изучении общей гидравлики и гидравлики сооружений большая роль отводится учебным гидравлическим экспериментам. Однако учебные заведения слабо оснащены традиционными лабораторными стендами ввиду их высокой стоимости (более 1 млн руб.). Кроме того, эти стенды не позволяют проводить наглядные демонстрации гидравлических явлений и изучать мостовую гидравлику. Поэтому проблема создания и организации выпуска эстетичной, простой, удобной в эксплуатации, универсальной и недорогой учебной демонстрационно-лабораторной техники для изучения гидравлики чрезвычайно актуальна.

В связи с этими обстоятельствами в Томском архитектурно-строительном университете (ТомГАСУ) разработаны мини-лаборатории «Капелька-1, 2, 3» в составе 10-ти учебных устройств с вышеуказанными свойствами. Они предназначены для увлекательных демонстраций гидравлических явлений, приборов и режимов работы гидросооружений, а также для выполнения ряда учебных лабораторных работ, рекомендованных примерной программой Минобразования РФ по гидравлике.

Технические решения учебных устройств. Устройства разработаны на основе технических решений, защищенных патентами РФ на изобретения (№№ 1721326, 1742655) и свидетельством на полезную модель № 27172 [1–3]. Они миниатюрны и выполнены из прозрачного материала; имеют герметичный корпус с опытными резервуарами и каналами, заполненными водой с красителями или с мечеными частицами; функционируют за счет их наклона или перевертывания. В качестве их прототипов приняты традиционные учебные гидравлические устройства [4, с. 7, 29, 36; 5, с. 6], схемы которых приведены в табл. 1. Здесь же представлен общий вид четырех наиболее характерных устройств из состава минилабораторий. Назначение и возможности всех 10-ти устройств указаны в табл. 2.

Описание мини-лабораторий. Лаборатория «Капелька-1» служит для изучения общей гидравлики и состоит из 4-х устройств (№ 1–4).

Устройство № 1 (размеры 270×180×25 мм, масса 0,5 кг) содержит корпус с отдельными прозрачными герметичными полостями, в которые встроены 5 приборов с исследуемыми жидкостями (табл. 1). Оно позволяет демонстрировать работу приборов для измерения основных физических параметров жидкостей, а также быстро провести такие измерения и сравнить опытные значения со справочными. Приборы 3–5 начинают работать после перевертывания устройства (табл. 2).

Для Цитирования:
Слабожанин Г.Д., Разработка мини-лабораторий «Капелька-1, 2, 3» для учебного эксперимента по гидравлике. Водоочистка. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: