В настоящее время при внедрении гибких автоматизированных участков (ГАУ) механосборочного производства, использование которых направлено на повышение производительности выпуска изделий, отмечается недостаточная скорость технологической подготовки производства (ТПП), что может быть обусловлено затратами времени на оснащение производства станочными приспособлениями (СП) [1–15].
Проектирование, изготовление, сборка и транспортировка нового СП на рабочее место может проходить в течение длительного промежутка времени, в зависимости от вида СП [11].
В общем виде время, необходимое для обеспечения СП рабочего места, можно описать следующей формулой [1]:
где T1 — время, затрачиваемое на выбор готового варианта или проектирование СП; T2 — время, затрачиваемое на изготовление СП; Т3 — время, затрачиваемое на транспортировку и смену (переналадку) СП на рабочем месте.
Время, необходимое для проектирования нового СП, обозначается как Т1. В процессе проектирования определяются тип, форма и размеры конструктивных элементов (КЭ), выбираются подходящие стандартизированные элементы или принимается решение о необходимости изготовления специальных КЭ [11]. Использование автоматизированной системы проектирования СП может значительно ускорить процесс подбора стандартизированных и унифицированных элементов благодаря автоматическому поиску по базе подходящих КЭ.
Время T2 зависит от доли стандартных и унифицированных элементов в конструкции СП: при увеличении этой доли время на его изготовление сокращается за счет уменьшения времени на единичное изготовление специальных элементов и времени сборки благодаря применению метода полной взаимозаменяемости [2].
Время Т3 зависит от организации производственной системы участка, расстояния, которое должно преодолеть транспортно-загрузочное средство (ТЗС), его скорости перемещения и типа [1].