При решении задач повышения надежности машин и технологического оборудования в очередном межремонтном периоде существует проблема назначения при ремонте допускаемых отклонений и значений параметров их составных частей (элементов). Принимаемые значения данных параметров должны обеспечивать остаточный ресурс элементов, соответствующий межремонтному ресурсу машины или сборочной единицы.
Однако рекомендуемые и применяемые в настоящее время методики определения допускаемых отклонений параметров не лишены недостатков, а следовательно, существует необходимость их совершенствования и уточнения. Анализ научных работ в данной области показал, что отсутствуют рекомендации по определению допускаемых отклонений параметров с задаваемой вероятностью безотказной наработки элементов и уточнению результатов с учетом показателей вариации фактических отклонений параметров от теоретических реализаций, зависящих от эксплуатационных условий работы машин и их составных частей.
Под оптимальным допускаемым параметром понимают граничное значение, обеспечивающее максимальную эффективность эксплуатации и ремонта и назначаемое по выбранному критерию. Допускаемые отклонения параметров зависят от их предельных значений и служат мерой определения исправности составных частей машины. Они представляют управляющие параметры, влияющие на вероятность безотказной работы, долговечность, расход запасных частей, периодичность ремонта.
В качестве критериев эффективности при установлении допускаемого отклонения параметра используют минимальные суммарные издержки на плановые ремонты машин по состоянию и на устранение последствий отказов в межремонтном периоде, с учетом потерь от простоев, или обеспечение максимальной вероятности безотказной работы при минимальных суммарных удельных издержках.
Методы определения допускаемых отклонений и значений параметров постоянно совершенствуются в связи с развитием науки и техники, а также изменением требований потребителей.
Научной разработке системы допускаемых и предельных параметров элементов (износов деталей, зазоров и натягов соединений и др.) в области машиностроения, автотракторной и сельскохозяйственной техники посвящено значительное число исследований [1–33] и др.