По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657

Разработка методических рекомендаций по развитию инструментария контроля за эффективностью использования бюджетных средств

Федченко Е.А. канд. экон. наук, доцент кафедры «Анализ хозяйственной деятельности и аудит», ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, e-mail: fedchenkoea@mail.ru

В статье рассматриваются контрольные процедуры по видам обязательств государственных (муниципальных) учреждений. Предложены взаимосвязь бюджетного, закупочного, учетного и контрольного процесса, складывающаяся при проведении конкурсных процедур, и отражение данных фактов в бухгалтерском учете.

Литература:

1. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 01.03.2016) «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3. СГА 203 «Последующий контроль за исполнением федерального бюджета», утв. Коллегией Счетной палаты РФ от 20.02.2015 № 5К (1016) [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://audit.gov.ru/about/document/standards.php?clear_cache=Y.

4. Демина И.Д., Качкова О.Е. Внешний и внутренний финансовый контроль государственных (муниципальных) учреждений // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. — М.: ИТК «НБП», 2014. — № 2.

5. Качкова О.Е. Учетно-контрольное обеспечение функционирования деятельности бюджетных учреждений // Бухучет в здравоохранении. — 2015. — № 2.

6. Организация учета и внутреннего контроля в государственных (муниципальных) учреждениях: Монография / О.Е. Качкова, Л.В. Клепикова, Т.И. Кришталева, Е.И. Ларионова, В.И. Супроткина и др. — М.: КноРус, 2015.

Контроль на стадии исполнения бюджета заключается в проверке принятых и исполненных бюджетных обязательств; подтвержденных и исполненных денежных обязательств. Контрольные процедуры по исполнению бюджета изложены в СГА 203 «Последующий контроль за исполнением федерального бюджета»1.

Контрольные процедуры должны осуществляться на стадии исполнения бюджета обязательств (табл. 1).

Представленные контрольные процедуры обязательств способствуют уточнению процедур последующего контроля за использованием бюджетных средств.

Кроме того, классификацию контрольных процедур обязательств можно представить по следующим критериям:

— по отношению к объектам проверки (государственная программа, государственное задание и т.д.). К ним можно отнести процедуры анализа и оценки эффективности, результативности использования средств бюджета на выполнение государственного задания; оценки эффективности использования бюджетных средств выполненных государственных программ;

— по отношению к источникам финансового обеспечения (бюджетные средства; субсидия на выполнение государственного задания; средства, полученные во временное распоряжение; целевая субсидия; субсидии на капитальные вложения; внебюджетные доходы). К этим видам процедур контроля относится проверка финансово-хозяйственной операции по исполнению денежных обязательств по конкретному источнику финансирования.

Обязательства деятельности государственных (муниципальных) учреждений делятся на две группы.

Первая — это обязательства, принимаемые на основании договоров, которые, в свою очередь, подразделяются на договоры, заключенные в рамках трудового законодательства (начисление оплаты труда, возмещение командировочных расходов) и в рамках гражданского законодательства (договоры, заключаемые без проведения конкурсов; государственные контракты, заключенные путем проведения конкурсных процедур).

Вторая — это публичные обязательства, возникающие перед бюджетами всех уровней, внебюджетными фондами, юридическими лицами в силу действующего законодательства, а также нормативно-публичные обязательства.

Для Цитирования:
Федченко Е.А., Разработка методических рекомендаций по развитию инструментария контроля за эффективностью использования бюджетных средств. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2016;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: