Контроль на стадии исполнения бюджета заключается в проверке принятых и исполненных бюджетных обязательств; подтвержденных и исполненных денежных обязательств. Контрольные процедуры по исполнению бюджета изложены в СГА 203 «Последующий контроль за исполнением федерального бюджета»1 .
Контрольные процедуры должны осуществляться на стадии исполнения бюджета обязательств (табл. 1).
Представленные контрольные процедуры обязательств способствуют уточнению процедур последующего контроля за использованием бюджетных средств.
Кроме того, классификацию контрольных процедур обязательств можно представить по следующим критериям:
- по отношению к объектам проверки (государственная программа, государственное задание и т.д.). К ним можно отнести процедуры анализа и оценки эффективности, результативности использования средств бюджета на выполнение государственного задания; оценки эффективности использования бюджетных средств выполненных государственных программ;
- по отношению к источникам финансового обеспечения (бюджетные средства; субсидия на выполнение государственного задания; средства, полученные во временное распоряжение; целевая субсидия; субсидии на капитальные вложения; внебюджетные доходы). К этим видам процедур контроля относится проверка финансово-хозяйственной операции по исполнению денежных обязательств по конкретному источнику финансирования.
Обязательства деятельности государственных (муниципальных) учреждений делятся на две группы.
Первая — это обязательства, принимаемые на основании договоров, которые, в свою очередь, подразделяются на договоры, заключенные в рамках трудового законодательства (начисление оплаты труда, возмещение командировочных расходов) и в рамках гражданского законодательства (договоры, заключаемые без проведения конкурсов; государственные контракты, заключенные путем проведения конкурсных процедур).
Вторая — это публичные обязательства, возникающие перед бюджетами всех уровней, внебюджетными фондами, юридическими лицами в силу действующего законодательства, а также нормативно-публичные обязательства.