На данный момент в электроэнергетике для визуального обследования воздушных линий электропередач применяются трудоемкие и затратные способы проверки технического состояния всей конструкции линий либо используются методы, которые не могут полностью отразить все особенности их повреждения. Так, согласно ПУЭ техническое обслуживание воздушных линий электропередачи (ВЛ) включает проведение осмотров (различных видов), выполнение профилактических проверок и измерений, устранение мелких неисправностей. Осмотры ВЛ подразделяются на периодические и внеочередные. В свою очередь периодические осмотры делятся на дневные, ночные, верховые и контрольные [2].
Как можно заметить, основным видом осмотров является обход с биноклем, что не является особо информативным методом, а подъем на опору осуществляется гораздо реже, а также требует дополнительных специальных средств, таких как телескопические подъемники либо вертолеты.
В связи с этим, целью данной работы является разработка прототипа БПЛА для использования в электроэнергетике и проведения обследования и инспекции воздушных линий электропередач.
Каждый безпилотный летательный аппарат (БПЛА) снабжается системами, необходимыми для удаленного управления, т.е. системами полного автоматического удаленного управления [3].
На сегодняшний день существует несколько конструктивных направлений исполнения БПЛА:
– самолетного исполнения;
– мультироторного исполнения с вертикальным валом;
– конвертопланы.
Конвертопланы в перспективе являются самими эффективными для обследования линий электропередач (ВЛ), т.к. имеют возможность как одновременного и вертикального взлета, так и возможность разворота винто-моторной группы для полета на дальние дистанции. На данный момент плохо реализованы системы управления конвертопланами, не разработаны полетные контроллеры, которые смогли бы динамически изменять геометрию летательного аппарата, и при этом иметь достаточно надежные летные характеристики [3].