По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 661.340.1 DOI:10.33920/pro-2-2009-03

Разработка математической модели маршрута многопереходной обработки поверхности

Кравченко И.И. канд. техн. наук, доцент, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, e-mail: kriig@yandex.ru

В статье представлена математическая модель маршрута многопереходной обработки поверхности. Рассмотренный метод нахождения оптимального маршрута обработки позволяет сократить объем вычислений по сравнению с методом направленного поиска и гарантировать глобальный экстремум целевой функции. По предложенной методике разработаны алгоритм и программа на языке Visual Basic.

Литература:

1. Автоматизированная система проектирования технологических процессов механосборочного производства / Под ред. Н.М. Капустина — М.: Машиностроение, 1979.

2. Вагнер, Г. Основы исследования операций / Пер. с англ. — М.: Мир, 1964.

3. Капустин, Н. М., Кравченко, И.И., Загоруйко, Е.А. Оптимизация распределения припуска на обработку поверхности детали. — Известия вузов: Машиностроение, 1978, №6.

4. Беллман, Р. Применение динамического программирования к задаче о коммивояжере / Пер с англ. — М.: Мир, 1964.

5. Акоф, Р., Сасиени, М. Основы исследования операций / Пер. с англ. — М.: Мир, 1971.

6. Технология машиностроения: учеб. для вузов: в 2 т. / Под ред. А.М. Дальского. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, — 2011.

7. Павликов, П. Я., Шаталов, В. К., Яковлева, А.П. Комбинированная упрочняющая обработка крупногабаритных зубчатых колес // В сборнике: Энерготехнологические процессы. Проблемы и перспективы. / Под редакцией Лысенко Л.В., — Москва, 2000. — С. 141–151.

8. Яковлева, А.П. Обработка зубчатых колес крупного модуля // Главный механик. — 2014. — №6. — С. 40–42

9. Яковлева, А.П. Исследование свойств поверхностного слоя стальных деталей, упрочненных электромеханической обработкой // Авиационная промышленность. —2012. — №2. — С. 8.

10. Яковлева, А.П. Эффективность применения комплексирования на токарных станках с ЧПУ // Справочник. Инженерный журнал с приложением. 2018. № 11 (260). С. 36–40.

11. Кравченко, И. И., Яковлева, А.П. Анализ видов разрушений зубчатых колес // Главный механик. — 2015 г., — №5–6. — С 45–50.

12. Яковлева, А.П. Обработка зубчатых колес крупного модуля // Главный механик. — 2014. — №6. — С. 40–42.

13. Яковлева, А.П., Кравченко, И.И. Влияние качества поверхности на нагрузочную способность зубчатых колес // Главный механик. — 2015. — №10. — С. 36–40.

14. Яковлева, А.П. Роботы и манипуляторы, пневмомолоты и гидроклины для литейных производств // Главный механик. — 2016. — №1. — С. 36–44.

15. Диланян, Р. З., Кравченко, И. И, Штейнбрехер, М.А. Моделирование процессов управления производством с применением методов штрих-кодирования в сочетании с системой автоматизации TCS // Главный механик. — 2014. — № 7. — С. 24–38.

Для определения оптимального варианта многопереходной обработки поверхности необходимо установить общие закономерности выбора различных вариантов, а также правила и последовательность действий при отыскании наилучшего из них. Множество возможных вариантов образует область допустимых решений, в которой необходимо найти наилучшее из всех возможных для конкретных условий обработки. Частный случай многопереходной обработки — однопереходная. Так как рассматриваемой задаче предшествует выбор заготовки и типа оборудования, то в допустимых решениях есть все возможные сочетания параметров обработки в их различной последовательности с учетом точности заготовки, детали, характеристики оборудования и инструмента.

При многопереходной обработке каждый предыдущий переход существенно влияет на последующий, главным образом на точность обработки. Поэтому различные варианты выполнения последующего перехода могут рассматриваться только после того, как выбраны определенные параметры предшествующего. Необходимая исходная информация включает данные о детали, заготовке, оборудовании и инструменте. По имеющимся стойкостным зависимостям V — Т (Т — стойкость режущего инструмента) для конкретных условий обработки назначают скорость резания V. Массив подач A(s) = {smax,…, sk,…, smin} представляет собой дискретный ряд чисел, характеризующий механизм подачи станка.

Нахождение наилучшего варианта технологического процесса обработки поверхности можно вести по графу, используя метод направленного поиска [1]. Вершины такого графа соответствуют какому‑то показателю качества детали (например, точности размера), а ребра, соединяющие две вершины, — определенным параметрам технологического i-гo перехода (например, режимам резания — глубине ti и подаче si). Критерием оптимальности может являться технологическая себестоимость

(где Cпер i — технологическая себестоимость i-го перехода, p — число переходов); неполное штучное оперативное или основное время.

Для Цитирования:
Кравченко И.И., Разработка математической модели маршрута многопереходной обработки поверхности. Главный механик. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: