Опоры, арматура и провода высоковольтных воздушных линий электропередачи (ВЛЭП) в процессе эксплуатации подвергаются существенным механическим нагрузкам. Наибольшие значения нагрузок характерны для участков ВЛЭП, расположенных в зонах с умеренно и резко-континентальным, субарктическим и арктическим климатом, для которых свойственны сильный ветер и мороз в осенне-зимний период [1, 2]. Обледенение проводов ВЛЭП приводит к увеличению их массы и формированию аэродинамического профиля, который воспринимает ветровые нагрузки. Порывы ветра вызывают низкоамплитудную вибрацию проводов в частотном диапазоне 10–100 Гц (эолова вибрация) и пляску в диапазоне 0,2–1,5 Гц, представляющую собой колебания проводов большой амплитуды (до 10–14 м) [3]. Именно пляска проводов представляет наибольшую опасность для ВЛЭП, поскольку может привести к схлестыванию и обрыву проводов и сопровождается большими динамическими ударными нагрузками, действующими на арматуру (на гирлянды изоляторов, крепежную арматуру, траверсы опор и т. д.) [3].
Проблема пляски и вибрации актуальна по сей день ввиду низкой эффективности и ограниченных возможностей существующих виброзащитных способов и средств. Широко применяемые ввиду простоты и дешевизны демпферы Стокбриджа и спиральные демпферы обеспечивают незначительное снижение вибрации проводов ВЛЭП в узком частотном диапазоне, однако совершенно неэффективны в борьбе с пляской [3]. Маятниковые и пневматические гасители отличаются хорошей виброзащитной способностью и могут незначительно бороться с пляской проводов, что актуально для ВЛЭП напряжением свыше 110 кВ [3]. Для борьбы с пляской и схлестыванием проводов применяются также межфазные распорки, использование которых ограничено большой массой устройств и низкой эффективностью на протяженных участках ВЛЭП.
Одним из современных универсальных устройств для защиты ВЛЭП от вибрации и пляски является торсионный гасительрасстраиватель колебаний (Torsional Damper and Detuner) А. А. Виноградова, А. Н. Данилина и Ж. Л. Лилиена (J.-L. Lilien) [3–5]. Устройство представляет собой маятник, подвешенный на фазной распорке ВЛЭП. Известно, что присутствие маятника на проводе, а тем более на расщепленной фазе, значительно увеличивает его (ее) момент инерции, что позволяет снизить амплитуду крутильных и горизонтальных колебаний в такой системе. Дополнительный отбор энергии колебаний осуществляется в демпферном узле, содержащем эластомерные элементы, деформирующиеся при качании маятника. Таким образом, гашение вибрации и пляски осуществляется силами инерции, гравитации и демпфирования. Хотя конструкция отличается высокой эффективностью гашения крутильных колебаний, эоловой вибрации и пляски, данное устройство обладает большими массогабаритными параметрами, а его применение на ВЛЭП с нерасщепленной фазой сопряжено со значительным снижением эффективности работы.