Как известно, цель предпринимательской деятельности — извлечение прибыли и действие в общественных интересах. При этом в большинстве случаев целью предпринимательской деятельности экономического субъекта является максимальное получение прибыли при минимизации расходов, в том числе налоговых отчислений. Целью государства, напротив, является максимально возможное обеспечение поступлений в бюджеты всех уровней налогов и сборов.
Качественный рост уровня налогового администрирования, информатизация и автоматизация контрольных процессов налоговых органов выводят на новый уровень процедурные вопросы налогового контроля и, соответственно, трансформируют налоговые споры. При этом общие тенденции судебных баталий, сформированные еще в постановлениях Пленума ВАС РФ от 20.04.2010 № 18162/09 и от 25.05.2010 № 15658/09, неизменны.
Очевидно, что при таких условиях непременно будут возникать так называемые конфликты публичных и частных интересов. В настоящее время они в основной своей массе связаны с отражением в учете организации взаимоотношений с различными контрагентами, которые, по мнению налоговых органов, оказались недобросовестными.
Интересен тот факт, что налоговые органы интересуются не только расходами компании, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, и вычетами по НДС, но и фактами приобретения у добросовестной компании продукции (товаров, работ, услуг) так называемыми фирмами-однодневками.
Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба выработали множество критериев, по которым фирма может быть причислена к однодневкам. В их числе может оказаться и вполне законопослушная организация. При этом большинство критериальных значений можно применить к обычной организации.
Общедоступные критерии оценки рисков приведены в приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. К ним относятся:
1. Уровень налоговой нагрузки, не достигающий среднеотраслевых показателей.
2. Отражение убытков в течение нескольких лет.