По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 638.37:62

Разработка инженерно-технических решений для снижения запыленности в кабине транспортного средства сельскохозяйственного назначения

Мисун А. Л. канд. техн. наук, УО «Белорусский государственный аграрный технический университет», г. Минск, Республика Беларусь
Азаренко В. В. д-р техн. наук, проф., УО «Белорусский государственный аграрный технический университет», г. Минск, Республика Беларусь
Мисун Л. В. д-р техн. наук, проф., УО «Белорусский государственный аграрный технический университет», г. Минск, Республика Беларусь
Савич Д. В. УО «Белорусский государственный аграрный технический университет», г. Минск, Республика Беларусь

Предложены конструкции технических устройств для снижения запыленности в кабине транспортного средства сельскохозяйственного назначения.

Литература:

1. Организационно-технические мероприятия для повышения безопасности и улучшения условий труда операторов мобильной сельскохозяйственной техники / Л. В. Мисун, В. А. Агейчик, Ал-й Л. Мисун и др. — Минск: БГАТУ, 2012. — 192 с.

2. Мисун Л. В. Техносферная безопасность: пособие / Л. В. Мисун, Ал-й Л. Мисун, Ал-р Л. Мисун. — Минск: БГАТУ, 2023. — 212 с.

3. Физиологические и медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: пособие / Ал-й Л. Мисун, Л. В. Мисун, Ал-р Л. Мисун и др. — Минск: БГАТУ, 2024. — 312 с.

4. BY патент №11911 B1, МПК B60N 2/50, 2019.

5. BY патент №12000 B1, МПК B60N 2/54, 2019.

Известно, что содержание пыли в кабинах транспортных средств сельскохозяйственного назначения (ТССН) может колебаться от 2 до 100 мг/м. Наибольшим пылеобразованием сопровождается транспортное обслуживание комбайновой уборки зерновых и кормовых культур [1]. Несмотря на применяемые меры, значительное количество пыли попадает в кабину ТССН через систему вентиляции и оседает на панели приборов, загрязняет воздух рабочей зоны, что, конечно же, отрицательно влияет на здоровье водителя [2].

Разработка технических средств для снижения концентрации пыли в кабине ТССН связано с необходимостью изучения факторов, обусловливающих запыленность воздуха рабочей зоны в кабине ТССН [3].

Для решения поставленной задачи нами предлагается ряд технических решений [1], в том числе использование антибликовой пылезащитной накладки на приборной панели ТССН (рис. 1) [4]. Основа накладки представляет собой слой полимера, который армирован тканью. В качестве полимера можно использовать силикон, полиуретан, акрил. Форма этой накладки соответствует форме поверхности приборной панели в кабине, а ее верхний антибликовый слой выполнен из волокон флока на полимерной основе [полиамид (нейлон) или вискоза], которые, в свою очередь, армированы тканью на шерстяной основе. Этот слой представляет собой хаотично расположенные волокна, имеющие разную толщину (0,5–5 мкм), расстояние между которыми составляет примерно 0,5–50 мкм. Антибликовый пылезащитный слой из полиамидного флока наносится на предварительно отформованную полимерную основу способом электрофлокирования. При этом полимерная основа армирована тканью из синтетических волокон.

В нижней части накладки установлена оголенная медная нить толщиной от 0,5–0,7 мм. Расстояние соседних частей медной нити друг от друга составляет 8–10 мм. По краям накладки в точках наибольшей кривизны медная нить закреплена скобами. Между нитью и скобами во всех направлениях существуют зазоры 1–2 мм. В расправленном горизонтальном виде медная нить уложена на полимерной основе в виде общей синусоиды. Когда полимерная основа копирует форму приборной панели, то и закрепленная на ней с помощью скоб медная нить тоже соответствующим образом изгибается, копируя форму панели.

Для Цитирования:
Мисун А. Л., Азаренко В. В., Мисун Л. В., Савич Д. В., Разработка инженерно-технических решений для снижения запыленности в кабине транспортного средства сельскохозяйственного назначения. Главный агроном. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: