Под дефектовкой детали подразумевается оценка ее технического состояния применительно к существующей в данный момент системе допусков. При этом техническое состояние детали оценивается по величине отклонения текущих размеров детали от их номинальных значений. Если это отклонение находится в допуске, тогда деталь считается исправной, а если нет, то тогда деталь считается неисправной [1].
Неисправные детали поступают в ремонт. Если отклонение небольшое, то детали растачивают под ремонтный размер. Если же отклонение значительное, то тогда деталь предварительно восстанавливают до нужного размера, например наплавкой, а затем растачивают под нужный размер.
Допускается несколько ремонтов, т. е. несколько ремонтных размеров после номинального: первый ремонтный размер, второй ремонтный размер, третий и т. д.
Количество ремонтных размеров определяется индивидуально, в зависимости от конкретной детали.
Так, для нижней головки шатуна (НГШ) двигателя ЯМЗ-236238, при необходимости, допускается до трех ремонтных размера [2]. Первый ремонтный размер устанавливается тогда, когда износ внутренней цилиндрической поверхности НГШ составляет не более 100 мкм от номинала. Второй и третий ремонтные размеры соответствуют 200 и 300 мкм. Для получения ремонтного размера цилиндрическую поверхность головки растачивают до нужных размеров, затем, при необходимости, наплавляют соответствующим составом. После этого ее обрабатывают до указанных размеров, шлифуют, а потом устанавливают нужные ремонтные вкладыши. Такая стандартная процедура восстановления используется на специализированных ремонтных предприятиях, где есть необходимость в ремонтных размерах для НГШ.
Рассмотрим подробнее алгоритм данной процедуры.
Шатун поступает в ремонт.
Сначала его оценивают визуально на наличие изгибов, перекосов и целостности поверхности 6 и 5, а также видимых износов верхней и нижней частей шатуна (табл. 1).
Потом контролируют износы по ширине нижней головки 1, а затем износы поверхности отверстий верхней 2 и нижней 3 головки шатуна.