По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631

Разработка алгоритма расчета дефектных деталей при их дефектовке

Соломашкин А. А. инженер, ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», E-mail: gosniti-lab4@mail.ru

Приведены основные понятия по дефектовке и восстановлению деталей машин, в частности по шатуну двигателя внутреннего сгорания.

Литература:

1. Соломашкин А. А. Параметры технического состояния деталей машин  Труды ГОСНИТИ. — 2014. — Т.116. — С. 52–56.

2. Задорожний Р. Н. Совершенствование технологии восстановления шатунов с косым разъемом: дис. … канд. техн. Наук: 05.20.03  Р. Н. Задорожний. — М., 2012. — 152 с.

3. Костомахин М. Н. Анализ надежности отечественных и зарубежных тракторов на основе данных МИС  М. Н. Костомахин, М. Я. Лукьянов  М.: Изд. «Панорама», 2012. — Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — № 7. — С. 34–39. — ISSN: 2222–8632.

4. Костомахин М. Н. Методика расчета обобщенного показателя надежности ССХМ на примере двигателя Д-240 трактора МТЗ 80  М. Н. Костомахин, А. Н. Воронов  Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии и системы  Сборник научных трудов международной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора технических наук, профессора Ф. Х. Бурумкулова  Ответственный за выпуск: Столяров А. В. — Изд.: Институт механики и энергетики, 2016. — С. 211–217.

5. Костомахин М. Н. Энергетическая оценка трактора  М. Н. Костомахин, А. Н. Воронов, В. А. Любчич, М. Р. Курамшин. — М.: Изд. «Панорама», 2012. — Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — № 5. — С. 17–23. — ISSN: 2222–8632.

Под дефектовкой детали подразумевается оценка ее технического состояния применительно к существующей в данный момент системе допусков. При этом техническое состояние детали оценивается по величине отклонения текущих размеров детали от их номинальных значений. Если это отклонение находится в допуске, тогда деталь считается исправной, а если нет, то тогда деталь считается неисправной [1].

Неисправные детали поступают в ремонт. Если отклонение небольшое, то детали растачивают под ремонтный размер. Если же отклонение значительное, то тогда деталь предварительно восстанавливают до нужного размера, например наплавкой, а затем растачивают под нужный размер.

Допускается несколько ремонтов, т. е. несколько ремонтных размеров после номинального: первый ремонтный размер, второй ремонтный размер, третий и т. д.

Количество ремонтных размеров определяется индивидуально, в зависимости от конкретной детали.

Так, для нижней головки шатуна (НГШ) двигателя ЯМЗ-236238, при необходимости, допускается до трех ремонтных размера [2]. Первый ремонтный размер устанавливается тогда, когда износ внутренней цилиндрической поверхности НГШ составляет не более 100 мкм от номинала. Второй и третий ремонтные размеры соответствуют 200 и 300 мкм. Для получения ремонтного размера цилиндрическую поверхность головки растачивают до нужных размеров, затем, при необходимости, наплавляют соответствующим составом. После этого ее обрабатывают до указанных размеров, шлифуют, а потом устанавливают нужные ремонтные вкладыши. Такая стандартная процедура восстановления используется на специализированных ремонтных предприятиях, где есть необходимость в ремонтных размерах для НГШ.

Рассмотрим подробнее алгоритм данной процедуры.

Шатун поступает в ремонт.

Сначала его оценивают визуально на наличие изгибов, перекосов и целостности поверхности 6 и 5, а также видимых износов верхней и нижней частей шатуна (табл. 1).

Потом контролируют износы по ширине нижней головки 1, а затем износы поверхности отверстий верхней 2 и нижней 3 головки шатуна.

Для Цитирования:
Соломашкин А. А., Разработка алгоритма расчета дефектных деталей при их дефектовке. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2016;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: