Одна из ключевых задач менеджмента — принятие эффективного управленческого решения из множества альтернатив. При принятии управленческого решения из альтернатив, лицо, принимающее решение (ЛПР), на практике часто полагается на интуицию, лишь в отдельных случаях проводится объективная оценка вариантов решения. В результате не всегда принимается наиболее эффективное управленческое решение из возможных вариантов. Сказанное в полной мере относится и к выбору подвижного состава из множества моделей предложенных на рынке транспортных средств.
В американском менеджменте есть поговорка: «что не измеряют, тем невозможно управлять», т. е. для принятия правильных управленческих решений ЛПР должен иметь в своем арсенале надежный инструмент оценки альтернативных вариантов. В статье ставится цель разработки инструмента численного анализа сравниваемых автомобилей с целью выбора. Предложенный инструмент должен быть адаптивным к цели, объектам оценки, и не противоречить требованиям квалиметрии. Под эффективностью принятого решения подразумевается его качество, измеряя уровень которого можно объективно ранжировать альтернативные варианты. Уровень качества объекта выбора — это оцененное ЛПР превосходство его над альтернативными вариантами в момент оценки по совокупности показателей с учетом их динамики за жизненный цикл, и при минимальном ущербе окружающим.
Определение подчеркивает, что «качество», прежде всего, это превосходство одного объекта над другим. Известные методы оценки качества позволяют ранжировать сравниваемые объекты по интегральному критерию качества, а вот на вопрос: насколько один объект превосходит конкурента по качеству, ответа не дают [1–5]. Обозначенная проблема может быть решена путем формирования условного «идеального» объекта и установления насколько его интегральные показатели качества и конкурентоспособности выше показателей оцениваемого объекта. Интегральная оценка качества может осуществляться по индивидуальным разностным показателям качества объекта по алгоритму, приведенному на рис. 1. В алгоритме предусмотрено формирование условного «идеального» объекта, у которого все индивидуальные показатели качества должны быть самыми лучшими среди сравниваемых объектов.