По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Разностный подход к оценке автомобилей

Х. А. Фасхиев д-р техн. наук, профессор, Уфимский университет науки и технологий, г. Уфа, Российская Федерация, E-mail: faskhiev@mail.ru

Предложен разностный подход измерения уровня качества сравниваемых автомобилей. Для оценки уровня совершенства сравниваемых моделей автомобилей определяются разности показателей качества оцениваемого и «идеального» объекта и интегрировании полученных разностей поэтапно по методу «профилей» в групповые показатели. Полученные показатели в дальнейшем с учетом весомости групп обобщаются в интегральном коэффициенте качества. Конкурентоспособность автомобилей определяется по методу предпочтений потребителей путем интеграции коэффициента качества и цены. Приведен пример численного анализа качества и конкурентоспособности легковых автомобилей в целях выбора для покупки.

Литература:

1. Фасхиев Х. А. Интеллектуальная поддержка ранжирования объектов по конкурентоспособности // Вестник УГАТУ. — 2014. — Т. 18. №3. — С. 210–224.

2. Баумгартен Л. В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом. — 2005. — №4.

3. Лифиц И. М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 335 с.

4. Фасхиев Х. А. Выбор коммерческих автомобилей в целях повышения эффективности эксплуатации парка: монография / Х. А. Фасхиев. — М.: ИНФРА-М, 2024. — 297 с.

5. Фасхиев Х. А. Как оценить и управлять качеством и конкурентоспособностью товаров и услуг // Маркетинг в России и за рубежом. — 2014. — №3. — С. 67–81; №4. — С. 72–84.

6. Расстегаев О. Тольяттинские с Бонусом // Авторевю. — 2014. — №22. — С. 24–37.

7. Фасхиев Х. А. Сколько показателей необходимо для достоверной оценки качества товаров? // Маркетинг в России и за рубежом. — 2008. — №1. — С. 72–91.

Одна из ключевых задач менеджмента — принятие эффективного управленческого решения из множества альтернатив. При принятии управленческого решения из альтернатив, лицо, принимающее решение (ЛПР), на практике часто полагается на интуицию, лишь в отдельных случаях проводится объективная оценка вариантов решения. В результате не всегда принимается наиболее эффективное управленческое решение из возможных вариантов. Сказанное в полной мере относится и к выбору подвижного состава из множества моделей предложенных на рынке транспортных средств.

В американском менеджменте есть поговорка: «что не измеряют, тем невозможно управлять», т. е. для принятия правильных управленческих решений ЛПР должен иметь в своем арсенале надежный инструмент оценки альтернативных вариантов. В статье ставится цель разработки инструмента численного анализа сравниваемых автомобилей с целью выбора. Предложенный инструмент должен быть адаптивным к цели, объектам оценки, и не противоречить требованиям квалиметрии. Под эффективностью принятого решения подразумевается его качество, измеряя уровень которого можно объективно ранжировать альтернативные варианты. Уровень качества объекта выбора — это оцененное ЛПР превосходство его над альтернативными вариантами в момент оценки по совокупности показателей с учетом их динамики за жизненный цикл, и при минимальном ущербе окружающим.

Определение подчеркивает, что «качество», прежде всего, это превосходство одного объекта над другим. Известные методы оценки качества позволяют ранжировать сравниваемые объекты по интегральному критерию качества, а вот на вопрос: насколько один объект превосходит конкурента по качеству, ответа не дают [1–5]. Обозначенная проблема может быть решена путем формирования условного «идеального» объекта и установления насколько его интегральные показатели качества и конкурентоспособности выше показателей оцениваемого объекта. Интегральная оценка качества может осуществляться по индивидуальным разностным показателям качества объекта по алгоритму, приведенному на рис. 1. В алгоритме предусмотрено формирование условного «идеального» объекта, у которого все индивидуальные показатели качества должны быть самыми лучшими среди сравниваемых объектов.

Для Цитирования:
Х. А. Фасхиев, Разностный подход к оценке автомобилей. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: