По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Размышляя о вечном

Библейская тематика испокон веков занимала одно из важнейших мест в изобразительном искусстве. Всякий раз обращение к ней побуждало художников по-новому переосмысливать популярные христианские сюжеты. Московский график Ольга Кротова-Сверчкова предлагает зрителям свою версию, состоящую более чем из ста композиций. Частично они были показаны в выставочном зале галереи «Эрьзя» (г. Щербинка Московской области). Куратор выставки Влада Юрьевна Просвиркина задала автору несколько вопросов.

— Ольга Николаевна, когда вы в первый раз обратились к библейской истории?

— Так уж случилось, что мое поколение воспитывалось вне православных традиций. Впервые я прочитала о Боге в книжечке атеиста, которую мне выдали в школьной библиотеке. В ней рассказывалось о юной ученице, ставшей «жертвой церковного суеверия». Не помню, чем закончилась эта история, потому что меня тогда больше поразила картинка на обложке. На ней был портрет девочки-подростка с огромными, какими-то распахнутыми глазами. Потом уже в художественном училище я узнала, что это был этюд Нестерова к картине «Видение отроку Варфоломею» (будущему преподобному Сергию Радонежскому). Кстати, именно в училище я познакомилась с религиозной живописью. Помню, как вся наша группа готовилась в библиотеке к зачету по истории древнерусского искусства. Мы сидели по несколько человек, потому что книг по данной теме не хватало. Их выносили откуда-то с дальних полок, как будто «из-под полы». Но они просвещали, давали пищу для размышлений.

— Многие знают вас как живописца, но вы беретесь за графику, да еще и черно-белую, это сознательно?

— Черно-белое изображение несет в себе некую репортажность, подчеркивая реальность событий. К тому же белый цвет символизирует Божию благодать, Небесные Силы, Самого Бога, который есть Свет. Черный же выражает тайну бытия, а иногда и силы зла. Но я бы не сказала, что серия — однозначно черно-белая. Бумага также играет свою роль, ее охристый цвет напоминает, что человек создан из земли, он есть тлен, но именно в нем, в его сердце происходит главная битва между светом и тьмой, между белым и черным.

— А как пришла идея создания собственных композиций на библейские темы?

— Цикл создавался только с одной целью: попытаться понять хоть что-нибудь об этом мире и о себе. Особенно помогали цитаты святых отцов. Самые впечатляющие из них я записывала на обратной стороне листов. Со временем они стали неотъемлемой частью зрительных образов и вошли в содержание этикеток. В каком-то смысле получилось концептуальное искусство, где текст несет не меньшее, а зачастую и большее значение, чем сама вещь.

Для Цитирования:
Размышляя о вечном. Дом культуры. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: