По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Размышления о корпоративных музеях

Ирина Кирюхина директор по развитию, Бюро музейной сценографии «Метаформа», автор концепций ряда корпоративных музеев

Мир корпоративных музеев разнообразен и сильно расслоён. Есть крупные игроки туристского рынка, которые уже не ассоциируются с «музеем предприятия», — это экспозиции, которые уверенно действуют в поле социокультурных проектов: Музей железных дорог России, Музейно-выставочный комплекс «Абрау-Дюрсо», Музей истории денег, Музейный центр «Вселенная Воды». Есть музеи градообразующих предприятий, которые в силу своего статуса являются ключевыми центрами культуры и разнообразных событий в своём регионе: МВЦ «Апатит», Музей «Магнезит» в Сатке, Выксунский музей, «Северская домна». Очень важно, кто и как внутри компании формулирует цели относительно создания или функционирования корпоративного музея. Нарастание осознания у предприятия своего лидерства, влияния, амбиций приводит к смене статуса корпоративного музея, и даже к выходу бренда музея и за рамки бренда компании.

Мир корпоративных музеев разнообразен и сильно расслоён, как и мир музеев вообще. Есть крупные игроки туристского рынка, которые в сознании посетителя не особенно ассоциируются с «музеем предприятия», — это экспозиции, которые уверенно действуют в поле социокультурных проектов: Музей железных дорог России, Музейно-выставочный комплекс «Абрау-Дюрсо», Музей истории денег, Музейный центр «Вселенная Воды». Есть музеи градообразующих предприятий, которые в силу своего статуса являются ключевыми центрами культуры и разнообразных событий в своём регионе: МВЦ «Апатит», Музей «Магнезит» в Сатке, Выксунский музей, «Северская домна». Наравне с этим есть огромное множество музеев организаций, сосчитать точное число которых не представляется возможным, Николай Алексеевич Никишин, музеолог и исследователь мира корпоративных музеев, считал, что в России существует не менее 7000 музеев компаний и предприятий различных форм собственности и не менее 21 000 музеев учебных заведений, спортивных сообществ и прочих организаций.

Сейчас ключевой объединяющей площадкой стал Всероссийский конкурс «Корпоративный музей». Сайт конкурса сегодня содержит каталог участников, количество которых с каждым годом растёт. Под эгидой ИКОМ, Политехнического музея проходят, на которых могут встретиться представители корпоративных музеев. Есть тренд и на объединение музеев внутри корпораций — сегодня такие крупнейшие организации как Газпром, ОСК, ТМК, ФосАгро, ЛУКОЙЛ — проводят внутренние мероприятия для развития своих музейных площадок.

Конечно, в мире корпоративных музеев более остро стоит вопрос конкуренции, этим тоже отчасти объясняется закрытость многих экспозиций. Но сфера культуры сглаживает границы, музейщику с музейщиком всегда есть о чём поговорить! Например, пока футбольные фанаты могу выяснять отношения, руководители музеев футбольных клубов с интересом будут обсуждать вопросы экспонирования.

Почему какие-то корпоративные музеи становятся центрами притяжения в регионе, а какие-то — остаются неизвестными широкой общественности (это, впрочем, может вовсе не умалять их роль внутри компании), открывая свои двери по особым дням, по пропуску и предварительной записи?

Для Цитирования:
Ирина Кирюхина, Размышления о корпоративных музеях. Музей. 2023;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: