В статье рассмотрены модели и теории здорового поведения, которые помогают понять, почему люди делают то, что делают, а также могут быть эффективны при разработке стратегий общественного здравоохранения. Существуют различные типы теорий и моделей, которые при фактическом планировании программ общественного здравоохранения чаще всего используются в сочетании, а также объяснительные модели (explanatory models), модели, основанные на теориях (theory-based models), процессуальные модели (process models) и модели планирования (planning models).
Объяснительные модели помогают увидеть и понять взгляд на мир изнутри сообщества. Это могут индивидуальные представления о мире одного человека или коллективные представления того или иного сообщества. Объяснительные модели состоят из информации о том, во что люди в определенном сообществе или культуре верят, что они думают, как воспринимают, рефлексируют природу, причину, реакцию на событие. В контексте общественного здравоохранения эти события связаны со здоровьем и болезнью. Объяснительные модели — это не просто набор идей о конкретной болезни. Существует важное различие между болезнью (disease) и заболеванием (illness), и, следовательно, в восприятие болезни людьми интегрируется их восприятие религии, мира, экономики и социальных отношений [1]. Объяснительные модели учитывают более широкие представления о том, как работает организм и какие факторы влияют на судьбу человека в жизни.
Модели, основанные на теории или теоретические конструкты, рассматривают факторы, которые определяют поведение, связаны с поведением и влияют на него. В данной статье рассмотрены различные концепции в рамках теоретической модели, которые влияют на поведение. Концепции включают в себя конкретные факторы или переменные, такие как самоэффективность, локус контроля, ожидаемые результаты, убеждения, намерения и т. д.
Теоретические модели помогают сформировать гипотезу, которую можно исследовать и проверять. Гипотеза формируется по формуле «Если А, то В», в которой А (антецедент) — поведенческий паттерн, а Б (консеквент) — результат. С помощью полученной информации можно планировать программы, которые ориентированы на конкретные антецеденты.