По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Разбалансированность правового положения работников медицинских учреждений и пути устранения подобной проблемы

В рамках статьи рассматривается соотношение прав работника и прав работодателя при осуществлении трудовых функций в медицинских учреждениях. Автор считает, что существующий Трудовой кодекс РФ имеет массу дисбалансированных норм, которые следует унифицировать путем уравнивания правового положения работника и работодателя. Автор предлагает ввести ответственность работника за причиненный вред жизни и здоровью пациента, установить процент за добровольное неисполнение наложенной материальной ответственности, определить законодательно положения о компенсации нематериального вреда работником в адрес юридического лица.

Литература:

1. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю».

2. Определение Верховного суда РФ от 17.08.2015 № 309-ЭС15–8331.

Трудовое законодательство Российской Федерации, реформированное после крушения Советского Союза, унаследовало все «родовые травмы» постимперского периода. В Трудовом кодексе РФ до сих пор содержатся те идеологические, экономические и социальные подходы, которые использовались еще советской властью. Одним из таких подходов стал акцент на защите прав работников. При этом работодатель в этой ситуации становится априори «слабой стороной», у которой нет или практически нет каких-либо серьезных прав и правомочий. Ситуация усугубляется действующим налоговым законодательством, имеющим многочисленные «дыры» и «пробелы», коррупционными факторами, а также финансовоэкономической ситуацией в государстве. Именно поэтому Российский союз промышленников и предпринимателей, торговые палаты на всех уровнях власти просят видоизменить Трудовой кодекс РФ.

Что касается сферы здравоохранения, то здесь мы фиксируем следующие основные проблемы взаимоотношения между работником и работодателем:

Финансовая ответственность, которая связана с неоплатой предоставленной медицинской услуги ненадлежащего качества, возлагается в первую очередь на медицинские организации, а не на самого субъекта, который оказал подобную медицинскую услугу.

Медицинская организация в порядке регресса может взыскать с причинителя вреда сумму, но взыскание осуществляется через суд, судебный процесс длится долго, а победа в этом деле не всегда возможна: если следовать позиции ст. 238 Трудового кодекса РФ, то можно сделать следующий вывод: штраф, выплачиваемый организацией за некачественные медицинские услуги, не является действительным ущербом работодателя, что означает невозможность взыскания такого штрафа с работника. Поэтому судебная практика в данном случае крайне разнонаправленна: ряд судов взыскивает сумму причинения вреда в порядке регресса, а другие отказываются это делать.

2. Статья 236 Трудового кодекса РФ предусматривает ответственность работодателя за задержку в выплате заработной платы. За каждый день просрочки работник получает дополнительный процент. В это же время действует алогичное правило. Если работник сам причинил ущерб компании, то за каждый день просрочки компенсации такого ущерба никаких дополнительных процентов не взыскивается. Работодатель, руководствуясь ТК РФ, в этой ситуации, кстати, оказывается в еще худшем положении. Он имеет право осуществить удержание из заработной платы работника, но сумма такого удержания определена законом. В результате удовлетворение законных требований работодателя растягивается на несколько месяцев или лет. Вполне очевидно, что в этой ситуации работодатель теряет деньги, так как никакой индексации по инфляции не производится.

Для Цитирования:
Видов Николай Эдуардович, Разбалансированность правового положения работников медицинских учреждений и пути устранения подобной проблемы. Экономист лечебного учреждения. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: