По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304 DOI:10.33920/nik-02-2202-08

Рациональный тип культуры в эпоху цифровизации. К вопросу о типологиях культуры в концепции Макса Вебера

Щеглова Татьяна Геннадьевна старший преподаватель кафедры искусства Московского гуманитарного университета, 111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5, эл. почта: musicaforever@rambler.ru

В статье анализируется проблема идеальных типов культуры, предложенная Максом Вебером. Анализируется феномен рационального типа культуры в эпоху цифровизации. Обосновывается историко-методологическая актуальность концепции «идеального типа» Вебера, его идея о рациональных основаниях музыкального искусства. Рассматривается феномен цифрового общества и проникновение цифровых технологий в сферу культуры, влияющих на формирование нового культурного опыта, меняющих поведенческие и культурные предпочтения. Выделяются специфические особенности цифровой культуры, связанные с изменением таких социальных параметров, как новое восприятие времени, появление других форм коммуникации, возникновение определенного стиля поведения людей, изменение форм занятости населения. Рассматривается вопрос о техническом прогрессе, его положительных и негативных аспектах, выявляются проявления социокультурного кризиса и его роль в изменении культурных норм в обществе, рассматривается роль идей рациональности в этих процессах.

Литература:

1. Вебер М. Рациональные и социологические основания музыки. — М.: ДиректМедиа, 2010. — 191 с.

2. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. — М.: Книжный дом «Либроком», 2020. — 352 с.

3. Костина А.В., Кожаринова А.Р. Конструктивный социальный потенциал массовой культуры: специфика проявления в информационном обществе. — М: URSS, 2021. — 254 с.

4. Кузнецова Т.Ф. Цифровая культура // Знание. Понимание. Умение. — 2018. — № 4. — С. 233–237.

5. Крисиана Пол. Цифровое искусство. — М.: Ад Маргинем Пресс; Музей современного искусства «Гараж», 2020. — 272 с.

6. Максимова О.А. «Цифровое» поколение: стиль жизни и конструирование идентичности ввиртуальном пространстве // Вестник Челябинского государственного университета. — 2013. — № 22 (313). — Филология. Искусствоведение. — Вып. 81. — С. 6–10.

7. Соколова Н.Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху // Международный журнал исследований культуры. — 2012. — № 3. — С. 7–10.

8. Тоффлер Э. Шок будущего. — М.: АСТ, 2008. — 560 с.

9. Шамшурин Д.А. Цифровые медиа как фактор культурной глобализации // Международный научно-исследовательский журнал. — 2018. — № 6 (72). — Ч. 2. — С. 70–75.

10. Четверикова О. Цифровой тоталитаризм. Как это делается в России. — М.: Книжный мир, 2019. — 320 с.

1. Veber M. Ratsional'nyye i sotsiologicheskiye osnovaniya muzyki. — M.: DirektMedia, 2010. — 191 s.

2. Kostina A.V. Massovaya kul'tura kak fenomen postindustrial'nogo obshchestva. — M.: Knizhnyy dom «Librokom», 2020. — 352 s.

3. Kostina A.V., Kozharinova A.R. Konstruktivnyy sotsial'nyy potentsial massovoy kul'tury: spetsifika proyavleniya v informatsionnom obshchestve. — M: URSS, 2021. — 254 s.

4. Kuznetsova T.F. Tsifrovaya kul'tura // Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. — 2018. — № 4. — S. 233–237.

5. Krisiana Pol. Tsifrovoye iskusstvo. — M.: Ad Marginem Press; Muzey sovremennogo iskusstva «Garazh», 2020. — 272 s.

6. Maksimova O.A. «Tsifrovoye» pokoleniye: stil' zhizni i konstruirovaniye identichnosti vvirtual'nom prostranstve // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2013. — № 22 (313). — Filologiya. Iskusstvovedeniye. — Vyp. 81. — S. 6–10.

7. Sokolova N.L. Tsifrovaya kul'tura ili kul'tura v tsifrovuyu epokhu // Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kul'tury. — 2012. — № 3. — S. 7–10.

8. Toffler E. Shok budushchego. — M.: AST, 2008. — 560 s.

9. Shamshurin D.A. Tsifrovyye media kak faktor kul'turnoy globalizatsii // Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal. — 2018. — № 6 (72). — CH. 2. — S. 70–75.

10. Chetverikova O. Tsifrovoy totalitarizm. Kak eto delayetsya v Rossii. — M.: Knizhnyy mir, 2019. — 320 s.

Если рассматривать типологию культуры в качестве методологии, мы можем определить ее как способ изучения культуры, разделяющий социокультурную общность и ее категории и объединяющий их с помощью общей модели или типа. Существует множество культурологических концепций и теоретических подходов в современной культурологии, поскольку различаются научные методы познания феномена культуры — такому разнообразию способствует интегративный характер самой культурологии. Огромное влияние на систему научных представлений в культурологии оказывают современные концепции естественно-научного и гуманитарного знания, а также многомерность и разнообразие культурных проявлений окружающего нас социума. Эти причины определяют многообразие концепций и направлений в культурологии. В данной статье будет рассмотрена концепция «идеальных типов» культуры Макса Вебера, а также концепция рационального типа культуры в эпоху цифровизации.

Анализ Вебером определенных явлений, происходящих в общественной культуре в различные исторические эпохи, доказывает, что культурные проявления социума имеют неоднородный характер. Для выявления сущности характера культуры каждой исторической эпохи Вебер разработал концепцию «идеальных типов». Данная концепция дает возможность исследователю разобраться в огромном разнообразии культурных феноменов, независимо от личных суждений и ценностей каждого индивидуума. На основе «идеальной типологизации» Вебер разработал определенную типологию культур и использовал ее для исследования причин отклонения реальных культурных типов от идеальных. Различные явления культуры могут быть определены как составляющие отдельно взятой культурной среды конкретного социального времени и пространства.

М. Вебер доказывает эффективность методологии его типологической схемы и указывает на то, что рационализация общественных систем есть закономерность исторического развития. Специфику индустриального буржуазного общества и его основное отличие от доиндустриального М. Вебер видел в степени рационализации всех его общественных и производственных процессов. Теоретическая конструкция Вебера выступает как типологическая система, доказывающая свою эффективность. Вебер открыл, что процесс усиления рационализации в общественных системах — это закономерность исторического развития. М. Вебер выделил три «чистых» типа господства, которые основываются:

Для Цитирования:
Щеглова Татьяна Геннадьевна, Рациональный тип культуры в эпоху цифровизации. К вопросу о типологиях культуры в концепции Макса Вебера. Ученый совет. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: