Предусмотренный Инструкцией порядок регистрации и рассмотрения обращений граждан не распространяется на обращения граждан, порядок рассмотрения которых установлен уголовно-процессуальным законодательством, законодательством о гражданском судопроизводстве, законодательством об административных правонарушениях и трудовым законодательством Российской Федерации. В контексте данной инструкции обращение гражданина представляет собой направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган здравоохранения, орган местного самоуправления. Органы управления и учреждения здравоохранения обязаны в пределах своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными действующими нормативно-правовыми актами рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры [1].
Рассмотрение обращений граждан является служебной обязанностью руководителей органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений, которые несут личную ответственность за организацию работы по рассмотрению обращений граждан и их приему в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и вышеупомянутой Инструкцией.
Организацию работы по рассмотрению обращений граждан и их приему могут осуществлять отдел организации работы с гражданами, организационно-методический отдел, отдел кадров, секретарь руководителя и иные подразделения в зависимости от организационной структуры и штатного расписания органа управления здравоохранением или лечебно-профилактического учреждения. При поступлении заявлений, предложений и жалоб граждан руководители органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений в пределах своей компетенции решают вопрос о принятии их к своему рассмотрению либо направлении в другой государственный орган власти или орган местного самоуправления в зависимости от поднятых в обращении вопросов. О направлении заявления в другой государственный орган (в том числе орган здравоохранения) или орган местного самоуправления необходимо сообщить заявителю. Анонимные обращения, не содержащие информации о заявителе, рассмотрению не подлежат. Преследование граждан в связи с обращением с критикой в адрес учреждения здравоохранения или его руководителей запрещено. Не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия [2].