«Сам РСА не оценивал отдельно убыточность, однако отмечал снижение размера средней выплаты по итогам первого полугодия. «В первую очередь это связано с расширением практики применения возмещения в натуральной форме – такой способ возмещения лишает «автоюристов» получать «накрутки» на выплаты через суды», – пояснил президент РСА Игорь Юргенс. По мнению Филиппа Габунии, падение выплат только создает благотворную почву для реформы: оно снижает риск того, что страховщики будут завышать тариф после расширения коридора.
Пока что проект реформы остается без изменений, отмечали представители ЦБ РФ. Согласно их дорожной карте в рамках первого этапа либерализации должен быть расширен коридор базового тарифа на 20 % вверх и вниз для легковых автомобилей физических лиц: диапазон составит 2746–4942 руб. вместо нынешних 3432–4118 руб. Кроме того, планируется ввести более детальную градацию водителей по коэффициенту возраст – стаж (КВС): вместо существующих четырех ступеней – 50 ступеней. Также предлагается изменить порядок учета коэффициента бонус-малус (КБМ) – устанавливать его раз в год, а также закрепить за каждым водителем его страховую историю независимо от количества у него транспортных средств.
«На наш взгляд, расширение тарифного коридора на 20 % дает страховщикам возможность сделать тариф более справедливым для каждого автовладельца. Пока мы не видим причин изменять это значение. Об этом высказывались и участники парламентских слушаний, и представители ЦБ», – говорит президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.
Расширение тарифного коридора страховщики называют ключевым изменением первого этапа либерализации, которое даст старт будущей реформе. Единодушны в этом вопросе и эксперты отрасли.
«С учетом того, что европейский рынок ОСАГО начал формироваться существенно раньше российского у нас есть возможность перенять зарубежный опыт и избежать ошибок, в том числе резких телодвижений, которые могли бы привести к непредсказуемым последствиям. Именно поэтому переход к свободным тарифам должен осуществляться в несколько этапов. Сначала необходимо дать страховщикам больше прав по установлению величины индивидуальной премии (как раз в рамках более широкого коридора); а уже потом постепенно отпускать тарифы. Такой подход позволит избежать резкого роста средней страховой премии и связанного с этим недовольства граждан. Что касается расширения коридора, то я не вижу причин отклоняться от уже выбранного показателя в 20 %, мне он кажется оптимальным», – пояснил заведующий кафедрой «Фондовый рынок и финансовый инжиниринг» факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Константин Корищенко, опираясь на результаты исследований «Влияние тарифов ОСАГО на развитие рынка автострахования», проведенного РАНХиГС в этом году.