Аддиктивное поведение рассматривается как форма отклоняющегося поведения [5, 7], заключающаяся в бессистемном употреблении больших доз психоактивных веществ или постоянной сосредоточенности на определенных предметах или действиях [13] до стадии формирования зависимости [12], что неминуемо приводит к нарушению адаптации в изменяющихся условиях микро- и макросреды с постепенной редукцией межличностных эмоциональных отношений [9]. Мы придерживаемся точки зрения, определяющей аддиктивное поведение как своеобразный этап на пути формирования зависимости — собственно болезненного пристрастия с характерной клинической картиной патологического влечения, психологической и физической зависимостями [8]. Последняя выявляется при химических зависимостях и свидетельствует о сформированной 2-й клинической стадии заболевания [10, 11]. Термин аддиктивное поведение используется нами для обозначения донозологического этапа употребления психоактивных веществ при химических зависимостях и в качестве синонима понятия «зависимость», при ее нехимических видах.
Аддиктивное поведение рассматривается как своеобразный психологический защитный механизм [2], заключающийся в стремлении уйти от реальности [6], испытать неизвестные ощущения, освободиться от душевной пустоты и скуки [12], искусственно изменяя свое психическое состояние [3] и восприятие окружающей действительности [14].
Выбор для исследования студентов медиков обусловлен наличием у них хронического учебного стресса: высокий уровень умственного и психоэмоционального напряжения, жесткие организационные требования, частые нарушения режима труда, отдыха и питания, повторные стрессогенные ситуации зачетов и экзаменов, приводящие к срыву процессов психической адаптации [1, 4].
Цель исследования — верификация распространенности и взаимосочетания различных вариантов аддиктивного поведения и зависимостей у студентов-медиков для решения вопроса и целесообразности разработки программы первичной и вторичной психопрофилактики.