Игорь Реморенко:
Я считаю, что в системе распределения выпускников нет необходимости, потому что для абсолютного большинства направлений подготовки характерно то, что ребята сами находят себе место работы. Если человек хочет понять, в какой ему вуз поступать, чтобы устроиться на работу и иметь приемлемую заработную плату, он может воспользоваться просто великолепным инструментом, который мы рекомендуем всем своим абитуриентам. Достаточно в «Яндексе» набрать «мониторинг трудоустройства выпускников вузов» — и вы увидите заработную плату в первый год работы после окончания всех вузов России. Поэтому ребята, которым нужно сориентироваться и выбрать подходящую для себя специальность, могут сделать это и так, без «притягивания за уши» системы трудоустройства.
Георгий Остапкович:
Вы знаете, я согласен. Я считаю, что это вообще инициатива избыточная. И, более того, я скажу, что она может отрицательно повлиять на экономику, на эффективность экономики, понимаете? Всё-таки этот манёвр с обязательным распределением является больше прерогативой, как говорится, рабовладельческого строя и крепостного крестьянства или социалистического образа ведения экономики. В рыночной экономике такие механизмы не применяются, это известно ещё со времён Адама Смита, классика экономики. Он ещё в XVIII в. писал, что один из главных факторов роста экономики — это свободный труд.
И потом здесь, мне кажется, возникает правовой конфликт. У нас есть Основной закон — Конституция Российской Федерации, где в двух статьях совершенно чётко определено отношение к этим проблемам. 43-я статья гласит, что каждый вправе получать на конкурсной основе бесплатное высшее образование в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении, то есть каждый вне зависимости от пола, расы, вероисповедания. У нас в принципе даже осуждённый имеет право, если есть договорённость ФСИН с вузом, получать дистанционное образование. И есть 37-я статья, которая чётко гласит, что труд свободен. То есть русские люди — это вольные люди, они поступают в соответствии со своим разумом.