В соответствии с требованиями ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (СУОТ). Согласно указанному требованию федерального закона, СУОТ должна разрабатываться с учетом рекомендаций Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н [1], а также с учетом требований Российских и международных стандартов [2, 5] и Руководства по системам управления МОТ ILO-OSH 2001 г. [4].
Центральным вопросом при создании и обеспечении функционирования СУОТ, по мнению многих специалистов по охране труда, является распределение обязанностей, установление полномочий и ответственности назначенных лиц, которым отводится та или иная роль в области охраны труда. Принято считать, что, если определены обязанности и полномочия для установленных функций по охране труда, то тем самым уже определена эффективная система управления. Однако при внимательном рассмотрении становится очевидным, что путем перечисления обязанностей в лучшем случае определяется лишь область деятельности, в границах которой должен работать соответствующий работник (руководитель). Основные направления, принципы и механизмы и его взаимодействия при работе в этом случае остаются неопределенными. Безусловно, четкие обязанности работников способствуют хорошей организации работы. Однако, ограничившись только определением обязанностей, скорее всего, не удастся обеспечить эффективное функционирование СУОТ. С другой стороны, без определения обязанностей говорить о создании СУОТ также не приходится. Поскольку, если распределение обязанностей не произведено, то ответственность нераздельно лежит на уполномоченном представителе работодателя — руководителе организации, и совершенно непонятно, кто и что еще кроме него должен делать. Здесь под ответственностью понимается личная ответственность, которая относится к лицу, которое будет привлечено к ответу, если что‑то не сделано, или сделано не так, или не работает, или не достигаются поставленные цели.