Статья поступила 18 марта 2016 г.
The article was received of March 18, 2016.
Особенности деятельности в условиях перманентных финансовоэкономических кризисов определяют требования к содержанию отчетности хозяйствующих субъектов. Концепция интегрированной отчетности, широко обсуждаемая мировым профессиональным сообществом, нашла отражение в принятом Международным советом по интегрированной отчетности стандарте «Интегрированная отчетность».
Целью интегрированного отчета является предоставление информации, во-первых, «о ресурсах и взаимоотношениях, которые использует и на которые влияет организация» и, во-вторых, «о взаимодействии с внешней средой и капиталами для создания стоимости на протяжении краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного периода».
В соответствии с данной целью структура интегрированного отчета включает восемь разделов: обзор организации и внешняя среда, управление, бизнес-модель, риски и возможности, стратегия и распределение ресурсов, результаты деятельности, перспективы на будущее, основные принципы презентации.
Раздел «Риски и возможности» должен включать информацию о конкретных рисках и возможностях, влияющих на способность организации создавать продукт на протяжении краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного периодов. В данном разделе также должны содержаться сведения о том, как руководство организации использует имеющиеся возможности и нивелирует риски.
Еще в 2012 г. Минфин России рекомендовал отражать в бухгалтерской отчетности информацию о рисках деятельности хозяйствующего субъекта, способных существенно повлиять на финансовые результаты его деятельности и, соответственно, на его финансовое положение хозяйствующего субъекта, что развивало положения ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н.
Согласно п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» если при составлении организацией бухгалтерской отчетности в соответствии с правилами, регламентированными нормативно-правовыми актами, «выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении», то в бухгалтерскую отчетность должны быть включены дополнительные показатели и пояснения [1].